Powered By Blogger

понедельник, 21 мая 2012 г.

А мы опять были в опере. Полный восторг!

Да. Вчера мы были в опере. В музыкальном театре им. Станиславского давали "Севильского цирюльника". Билеты были дорогими: 500 рублей за вечерний спектакль, места в бельэтаже, 3 ряд. Но мы до сих пор ходим под впечатлением и точно считаем, что деньги не выброшены на ветер. Сила настоящего искусства такова, что воздействие, например, оперы на человека таинственно и не предсказуемо. Я, как абсолютный дилетант, в этом жанре, свидетельствую, что для духовного развития из 4 фундаментальных основ-истин, которые так необходимы для нашей Степи,  оперное искусство занимает свое законное место.
Уже на увертюре стало понятно, что вся она знакома мне с пеленок и даже раньше, что она для меня - родная. Потом открылся темно-синий красивейший занавес, и на сцене пошел снег, появились мотороллеры, решетка двора, грубо оштукатуренные стены,  которые всегда вызывают у меня чувствительные ассоциации с детством. Появился грузовичок, казавшийся неуместным рядом с мотороллерами. Но потом и он вписался в восприятие происходящего действа. Фигаро в майке, с копной нечесаных волос, большим китайским термосом не отторгался, а сразу показался таким, как нужно. Стало понятно, что Александру Тителю, художественному руководителю оперы, удалось самое таинственное - не навредить нововведениями  замыслу Джоаккино Россини и Бомарше, а так же другим композиторам, которые отметились в этой опере. Гугловский поисковик подсказал, что опера по пьесе Бомарше ставилась и Джованни Паизиелло http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8 и Вольфгангом Моцартом.
В этот день, еще перед спектаклем,  мы вспоминали почему-то советский фильм "Приходите завтра". Там главная героиня тоже исполняла арию Розины из этой оперы.

 Голос для роли Розины у нашей советской актрисы был самый подходящий - клавиатурное меццо-сопрано. Разброс октав при исполнении - огромный. Станиславский и Немирович - Данченко, именами которых назван музыкальный театр, где давали оперу,  тоже в фильме упоминались.
А во вчерашней опере "Севильский цирюльник" Розину исполняла тоже певица с сильным подходящим голосом. И вообще, исполнительница была очень хороша во всех отношениях.
Ассоциации, которые возникали у меня из-за нововведений А. Тителя, хоть и создавали приятный эмоциональный фон, все же, мешали. Кстати, любые ассоциации для ищущего должны быть осознаны, а со многими приходится вести непрерывную борьбу.
Я вспоминал детство в 60 годы прошлого века. Как все ездили на мотороллерах на работу и на учебу, в институт. Как катал меня, еще пацана, старший брат на таком вот мотороллере. В опере участвовали и пацаны тоже. Их было четверо: мала-мала-меньше. Все они в спектакле ели манную кашу с удовольствием. А младшенький притащил так же свой горшок.
Может, дело в комедии, но перенос во времени в Италию 60 годов не казался диссонансом. Может, это магия Россини. Композитор был человеком необычным. Но спектакль понравился, впечатления получены. А впечатления являются пищей для эмоционального центра или по Беннетту - реагирующей самости. Без обычной пищи человек может жить. А вот если эмоциональное тело  перестанет  получать пищу от окружающего мира, человек умрет в течение суток.












Комментариев нет: