Powered By Blogger

Деструктивные эмоции и агрессивность. По двум книгам: 1. Научный диалог с Далай-Ламой. В пересказе Дэниела Гоулмана; 2. Фромм " Анатомия человеческой деструктивности"

 15 июня 2017 года, пятница. Решил записать сюда впечатления об одном фильме (полудокументальном), который посмотрел на канале "Культура" намедни. Он о Риме, которого уже нет. Там упоминается семья императора Августа, Нерон, Агриппина. Эта самая Агриппина, властная женщина, мать Нерона и внучка (или правнучка Августа) обратила на себя внимание.

Агриппина Младшая
Агриппина Младшая
Имя при рождении: Юлия Агриппина
Дата рождения: 6 ноября 15
Место рождения: Оппид Убиор, Нижняя Германия, Римская империя
Дата смерти: 20 марта 59 (43 года)
Место смерти: Байи, Италия, Римская империя
Род деятельности: жена римского императора Клавдия
Отец: Германик Юлий Цезарь Клавдиан
Мать: Агриппина Старшая
Супруг:
  1. Гней Домиций Агенобарб (2840)
  2. Гай Саллюстий Крисп Пассиен (4147)
  3. Клавдий (4954)
Дети: Тибе́рий Кла́вдий Друз Неро́н Герма́ник Це́зарь
(от первого брака)
Commons-logo.svg Юлия Августа Агриппина на Викискладе
 Начать с того, что одну бабку (не римлянку, конечно), которая является почти что моей родственницей, тоже звали Агриппиной. Но самое главное, что именно Агриппина наняла в качестве учителя для Нерона именно Сенеку. Ясно, что это меня сильно озадачило. У Сенеки есть книга о гневе. Гневу посвящена моя эта страница. Ибо основная моя негативная эмоция - это гнев. Вот, что пишет Сенека http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1354021917
 цитата:
 1. (1) Ты про­сил меня напи­сать, Новат, как справ­лять­ся с гне­вом. Прось­ба твоя пока­за­лась мне осно­ва­тель­ной: нам следу­ет боять­ся гне­ва боль­ше, чем всех про­чих чувств, вол­ну­ю­щих нашу душу, как само­го отвра­ти­тель­но­го и само­го неукро­ти­мо-буй­но­го. В самом деле, осталь­ные чув­ства наши хоть вре­ме­на­ми быва­ют спо­кой­ны­ми и мир­ны­ми, но гнев — это все­гда воз­буж­де­ние, раз­дра­же­ние, взрыв; неисто­вая, нече­ло­ве­че­ская жаж­да ору­жия, кро­ви, каз­ни; гне­ву без­раз­лич­но, что ста­нет­ся с ним самим, лишь бы навредить дру­го­му; он лезет пря­мо на рожон, горя жела­ни­ем ото­мстить во что бы то ни ста­ло, хотя бы ценой жиз­ни мсти­те­ля. (2) Вот отче­го некото­рые из муд­рых мужей назы­ва­ли гнев крат­ковре­мен­ным поме­ша­тель­ст­вом. И вер­но: гнев так же не вла­де­ет собой, не забо­тит­ся о при­ли­чи­ях, не пом­нит род­ства; так же упо­рен и целе­устрем­лен в том, за что взял­ся, так же наглу­хо закрыт для сове­тов и дово­дов разу­ма; так же воз­буж­да­ет­ся по само­му пусто­му пово­ду; неспо­со­бен отли­чать спра­вед­ли­вое и истин­ное; чело­век во гне­ве подо­бен руша­ще­му­ся дому, кото­рый сам раз­ва­ли­ва­ет­ся на кус­ки над тела­ми тех, кого зада­вил. (3) При­смот­рись, как ведут себя люди, одер­жи­мые гне­вом, и ты убедишь­ся, что они не в сво­ем уме. Есть несколь­ко вер­ных при­зна­ков, поз­во­ля­ю­щих отли­чить буй­но­по­ме­шан­ных: выра­же­ние лица бес­страш­ное и угро­жаю­щее; чело нахму­ре­но; взор дик и мра­чен; поход­ка тороп­ли­ва, руки в бес­пре­стан­ном дви­же­нии; цвет лица необыч­ный; дыха­ние пре­ры­ви­стое и уча­щен­ное. Тако­вы же отли­чи­тель­ные при­зна­ки раз­гне­ван­ных: (4) гла­за горят и свер­ка­ют; все лицо чрез­вы­чай­но крас­ное, ибо кипя­щая кровь под­ни­ма­ет­ся из самой глу­би­ны серд­ца; губы тря­сут­ся, зубы стис­ну­ты, воло­сы шеве­лят­ся и вста­ют дыбом; дыха­ние выры­ва­ет­ся со сви­стом и шипе­ни­ем; суста­вы тре­щат, выво­ра­чи­ва­ясь; он стонет, рычит, речь его пре­ры­ва­ет­ся и пол­на мало­по­нят­ных слов;
 Итак, и Сенека, и Аристотель обращают наше внимание на гнев, как опасную эмоцию, которую-то и надо трансформировать в другую эмоцию, менее энергозатратную.
16 июня 2017 года, пятница. Итак, меня можно поздравить! Я прочитал книгу Фромма "Анатомия человеческой деструктивности", как говорится, от доски до доски. Книга хороша тем, что дает ответы на некоторые вопросы современности. Люди не могут оценить правильно происходящие с человечеством перемены. Только отдельные мыслители интуитивно осознают тенденции. Тенденции перемен таковы, что они затрагивают все человечество сразу: от государств до профессиональной переводчицы с китайского; от крупнейших корпораций Японии и США до последнего БИЧА, который живет ныне на северах России. Когда я читал Родни Колина, ученика П. Д. Успенского (4 путь) со многим не соглашался. То же самое могу сказать об Л. Н. Гумилеве. Оба мыслителя  утверждали, что влияние на планету Земля Галактик и нашей Солнечной системы - не фантазии и  не выдумки. Человек в обычном своем спящем состоянии не в состоянии оценить такое влияние, а только избранные. У Фромма с его пониманием человеческой деструктивности и другими непонятными тенденциями тоже случались прозрения. В книге "Анатомия человеческой деструктивности" автор объяснил главное - вступление человечества в эру "Человек человеку - волк".  

  Homo homini lupus est

12 июня 2017 года, понедельник. Сегодня властями объявлен праздник, который до сих пор не может восприниматься народом таковым. Правда, алкаши и наркоманы по моим наблюдениям действительно весь этот день перевозбуждены от винных и наркотических паров. Да это и в обычные дни бывает. Наше поколение, я заметил, не воспринимает этот день, как праздничный, в отличии от новых поколений.
 Я продолжаю изучать главу из книги Фромма "Анатомия человеческой деструктивности", которая полностью посвящена злокачественной некрофилии и Адольфу Гитлеру. Много цитируется А. Шпеер, приближенный к Гитлеру человек;В. Мазер, даже Хайнц Гудериан, известный у нас в стране по многочисленных фильмам о войне. Последний описывает, что знаменитые вспышки ярости и гнева у Гитлера, были часто спектаклем, который устраивал фюрер для влияния на людей. 
Фроммом описаны воспоминания Евы Браун и других женщин, которые были близки к Гитлеру. Описана необычная близость Гитлера к своей собаке. Упоминается, что Гитлер любил Шопенгаэура, том которого носил с собой  всю войну. Короче, эта глава, посвященная именно Гитлеру, вызывает особенный интерес. Похоже, что у Гитлера был характер №8 или №7 в классификации Клаудио Наранхо. Известно из жизни, что характер №8 притягивает к себе людей. Я заметил, что некоторые наши политики явно копируют Гитлера (иногда Муссолинни) в манере говорить на митингах, различных телешоу и митингах. Если Фромм прав в описании злокачественной некрофилии на примере Адольфа Гитлера, то в современной РФ точно имеются признаки этой самой некрофилии. Только наши политики больше смахивают на клоунов, которые подделываются под диктаторов.

2 июня 2017 года, пятница.  Я все еще читаю Фромма "Анатомия человеческой деструктивности". Правда, конец близок. Я читаю главу, посвященную злокачественной некрофолии. Сам термин "некрофилия" расширен Фроммом настолько сильно и широко, что это удивляет. Фромм - знаменитый мыслитель, умнейший человек. А тут, как говорят у нас в народе, как любит говорить ВВП, дал маху. Неприятное впечатление. Как будто в угоду Фрейду, Фромм вместо Фрейдовских "либидо и тонатос" решил отмежеваться от своего учителя, превзойти его в терминологии. Фромм ввел два понятия биофилия и некрофилия. Биофилия - это любовь к жизни, некрофилия - страсть, стремление, влечение к неживому в широком смысле слова. Например, нынешний крен человечества в виртуальный мир - это тоже некрофилия. Кое-где Фромм использует слово киберзависимость и другие слова с корнем "кибер". Но все-таки закрепляется на некрофилии. Так вот. В этом разделе, посвященном злокачественной агрессии и некрофилии, в главе 12, Фромм описывает Адольфа Гитлера. Опирается, в основном, на два источника - друг юности Адольфа Кубичек и второй - Смит. Конечно, Фромм наверняка пользовался и другими источниками,  но об этих двух постоянно вспоминает. Я еще не дочитал главу, но ясно, что это жизнеописание Гитлера тоже страдает неполнотой, как и ранее описанный Гимлер и Сталин.
Когда говорят о Сталине и Гитлере вспоминается еще и Карл Юнг. Его знаменитое интервью 1939 года. Называется "Диагностируя диктаторов".  Между прочим, Юнг выделил Сталина, как самого сильного среди этой троицы. Вспоминаются так же попытки объяснить, откуда взялась у Адольфа Гитлера такая бешеная энергия, попытки подпустить сюда мистику и метафизику. Например, что Адольфу помогали некие силы из других миров. Такое объяснение даже более убедительное, чем другие.  Решил оставить свой комментарий о книге Фромма здесь, на странице, посвященной другой книге о деструктивности. Действительно, эти книги объединяет попытка объяснить деструктивность, захлестывающую человечество.
 28 марта 2017 года, вторник. Обнаружил, что моя вчерашняя запись в эту страницу кому-то интересна. Поэтому хочу добавить вслед вчерашней записи еще кое-что. Фромм  в своей книге "Анатомия человеческой деструктивности" написал столько о садистском характере, как никто другой. Особенно мне понравилось определение садизма с точки зрения духовности. На стр. 380 (цит. по изданию АСТ, Москва, 2016 г.) читаем. " Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества по отношению к этому существу создает иллюзию преодоления любых экзистенциальных преград (пограничных ситуаций", особенно если в реальной жизни у человека нет радости и творчества.  По своей сущности садизм не имеет практической цели. Он есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. Т.е. это - религия духовных уродов". Каково? Именно - религия духовных уродов. У меня имеется опыт наблюдения над садистами. Действительно, пары "садист-мазохист" прочны, как будто их освящает что-то свыше, какая-то их особенная религия. "Для садистского характера есть только одна "пламенная страсть" и одно качество, достойное восхищения, - власть". "Садистский характер  всегда связан с ксенофобией и неофобией. Еще один важный элемент в синдроме садизма составляет готовность подчиняться и трусость. Это звучит как парадокс, когда говорят, что садист - легко подчиняющийся  человек; однако с точки зрения диалектики вполне закономерно". Дальше идут не менее важные определения садистского характера. Вспоминается та деградация, которая произошла в России после разрушения СССР. Общество разложилось на личности, которые одновременно являются садистами и, в то же время, боготворят еще более могущественную власть.
27 марта 2017 года, понедельник. 
  Почти год ничего не записывал в эту страницу.  Я не забыл об этой книге. Просто сейчас изучаю другую книгу по схожей тематике. Это книга Эрихаа Фромма "Анатомия человеческой деструктивности".  Видите? Даже в названии книги есть слово "деструктивность". Тема деструктивности важна в настоящее время, как никакая другая. Мир, кажется, скатывается ежедневно в пропасть деструктивности. То, что касается Фромма, то я еще раньше, когда изучал книгу Дэениела Гоулмана " Деструктивные эмоции..." с удивлением обнаружил явное нежелание автора  (Гоулмана) что-либо писать о работе Э. Фромма в этом направлении. А, между тем, именно Э. Фромм и его исследование в отношении деструктивности вообще, и деструктивных эмоций, в частности, нащупал правильный путь. Искать причину деструктивности надо не в эмоциях, как таковых, а в характере человека, т.е. гораздо глубже. Вообще, в характере заложено много такого, что дает правильные ответы. Например, по моим жизненным наблюдениям именно в характере скрыты механизмы химической зависимости. Мой личный опыт работы с собственным алкоголизмом говорит именно об этом.  Как только характер человека корректируется, можно говорить об успехе выздоровления от алкоголизма. 
То, что касается книги Гоулмана "Деструктивные эмоции..." я буду постоянно возвращаться к ней. Изучение книги Э. Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" мною заканчивается. Осталось немного. Я уже прочитал его рассуждения о садизме Сталина. Конечно, здесь я с Фроммом несогласен. Но то, что он взял для примера и Сталина, и Гитлера, и Гимлера, заслуживает внимания. Садизм, как один из дескрипторов характера, изучали многие. В моей собственной работе пригодились книги Клаудио Наранхо. Они были изданы в 90-е годы в России, на русском языке. Конечно, это исследования Беннетта, ученика Гурджиева и книга Родни Коллина, одного из учеников П.Успенского тоже сильно помогла мне.

12 апреля 2016 года, вторник. День космонавтики.
 Итак. долго ничего не записывал в эту страницу. Получается, два месяца - ни одной строчки. Даже думал, закруглиться с этой страницей. Однако, решил продолжить сегодня.  Уж, больно книга хороша для работы с эмоциями. Лучше заглядывать в нее почаще. 
Я остановился на главе 5, где участники конференции обсуждают списки деструктивных эмоций. Много внимания уделяется гневу. Действительно, гнев в жизни людей является чуть не главной деструктивной эмоцией. Во всяком случае в моей жизни гнев - постоянный спутник. 
В настоящее время я читаю и изучаю другую книгу с похожей тематикой. Называется "Йога - новое рождение".Санкт-Петербург, Изд. группа "Весь", 2014 г.  Автор - ОШО.  Эту книгу я приобрел вместе с "Деструкивными эмоциями..." Я знаю, что Ошо был в Америке, сидел в американской тюрьме какое-то время. Потом еще долго он говорил о своих негативных эмоциях, связанных с США.  Не знаю, любят ли его в Америке. Возможно, научное сообщество, которое описано в "Деструктивных эмоциях", что-то знает об Ошо. Мы-то в России читаем Ошо и любим этого автора. В книге среди прочего много говорится и о гневе. Автор очень правильно сообщает, что от гнева просто так не отделаешься, что каждому ищущему придется научиться трансформировать гнев в другие эмоциональные состояния. А еще автор обращает наше внимание на то, что гнев - это энергия. Важная, мощная энергия. Она очень пригодится всем духовно развивающимся людям. Дело за малым - научиться трансформировать гнев.
Очень созвучно о гневе высказываются и герои обсуждаемой книги. Нужна практика трансформации. Правда, вызвало опять удивление высказывание Оуэна. На стр. 175 Оуэн говорит: "Мы испытываем глубокое чувство возмущения по отношению к Гитлеру, Сталину и Милошевичу..." Это в том месте, которое посвящено праведному возмущению или праведному гневу. Сама по себе полезность такого возмущения сомнительна. А уж,  подобранная "троица", которая вызывает праведное возмущение у Оуэна,  вообще, вызывает оторопь. Объединять три такие личности весьма странно. Лично у меня никакого возмущения эта "троица" не вызывает. А уж бедный, замученный в судах, Милошевич, вообще, не мог попасть в эту "троицу" ни в каком случае. Взяли бы тогда что ли, на худой конец,   Муссолини. 
Оуэн представлен в книге, как философ новой формации. По-моему, философ не может так легко поддаваться явной пропаганде. Но это так, к слову. 
Я собираюсь сегодня рассказать о другом, что бросилось в глаза,  когда читал "Деструктивные эмоции". В книге приводится "дополнительный список загрязнений - двадцать сопутствующих ментальных загрязнений" (стр. 177).  И в этом списке в подразделе "Заблуждение + пристрастие" имеется пункт 17. Бесстыдство. Вообще, говоря весь этот список, на мой взгляд, можно было отнести не к эмоциональной сфере, а например, к характеру. Но ладно. Здесь это не важно, в конце концов. Как я благодарен автору книги за этот пункт№ 17!  Действительно, нельзя не обратить внимание, что в современном мире бесстыдство у людей стало проявляться с пугающей частотой. Это загрязнение можно видеть повсюду. У нас в России после разрушения СССР к власти пришли люди, которые сами себя называют "либералы", но на самом деле, никакого отношения к либерализму, как таковому,  они не имеют. Главное в них - это бесстыдство в самом прямом смысле.  То же самое, но в карикатурном виде мы видим сейчас на Украине. Все эти яценюки и порошенки абсолютно бессовестные люди. Однако, бесстыдство стало главной чертой не только у политиков, но и у других сословий нашего общества.  А так же, надо полагать, что и в Америке, и в Европе - повсюду. Лично я связываю такой всплеск бесстыдства с,  так называемой,  свободой. Свобода для большинства - это провал в инстинкты. Взращивается животное начало в человеке. О свободе может судить человек, который хотя научился выполнять пять правил Дхармы. Или освоил "йаму", если переходить на термины Йоги Патанджали. А когда человеку позволено жить, как ему заблагорассудиться, возникает новой человек - ЧЕЛОВЕК БЕССОВЕСТНЫЙ. 
Конечно, это обобщение. Но каждый мало мальски наблюдательный  человек согласится, что во всех концах планеты произошли странные изменения в обществе. Сначала, казалось, это касается только нас в России. Но нет! Это касается всех. И первых лиц государств, и рядовых членов общества. 
Но и в этих условиях можно жить и развиваться. Хотя бы  с помощью книг. "Деструктивные эмоции" я собираюсь перечитывать, и не один раз. 

(продолжение следует)




 10 февраля 2016 года, четверг.
Итак, продолжаю описывать свою работу над книгой. Я остановился на том месте ( стр. 139 издания книги на русском языке), где Матье рассказывает о гневе. Признаться, для меня гнев является самой важной темой из всех деструктивных эмоций. Сознательно я работаю с гневом более двадцати лет (!). И не могу похвастаться, что я победил гнев. В отличие от Матье, который, судя по его выступлениям на описываемой конференции, гнев победил. Что же, за него можно порадоваться. Он описывает противоядия, в том числе, универсальное противоядие. Множество раз я применял эти противоядия, о которых узнавал из книг по буддизму, 4 пути, или других. Но гнев появляется вновь и вновь во множестве жизненных ситуаций.Приходится работать с гневом "до, во время и после". Удается, конечно, получить какие-то результаты. Медленно нарабатываются навыки. Любой опыт, о котором можно узнать из книг или других источников информации, полезен. Поэтому книга Дэниела Гоулмана имеет для меня определенную ценность. 
     В главе 5, в самом ее начале описываются некоторые примеры ярости у политических руководителей, и к каким последствиям это может привести. Вспоминается 1963 год, когда из нашей страны, из СССР,  на Кубу были направлены некоторые вооружения. Говорится в главе 5, что даже и ядерные ракеты. Не могу точно сказать, ядерные или не ядерные, но кое-какое вооружение направлялось точно. Джон Кеннеди, говорится далее в тексте, "пришел в ярость". Мы все помним этот злополучный "Карибский кризис". В ярость тогда приходили не только Кеннеди, Хрущев и Фидель Кастро, но и все мы, простые граждане, американцы и русские, гневались, негодовали и возмущались. Сейчас наступила очередная пора множества "карибских кризисов", которые вводят в ярость множество политических руководителей - от Обамы до Путина, от Эрдогана до Башара Асада. Уже во всю заговорили о Третьей Мировой войне. Ярость, бешенство, гнев, отвращение, негодование охватили массы людей на планете. Буддистский подход к таким состояниям представляется эффективным для каждого индивидуального человека. Но сомнительно, что  буддистская система поможет нам остановить подготовку НАТО к войне. А вот объединение усилий всех людей на планете с целью остановить угрозу всеобщего уничтожения может помочь. 
(продолжение следует)


19 января 2016 года, вторник. 
  Итак, продолжу делиться своими мыслями и впечатлениями о книге. Когда читал эту книгу, все время думалось, что  описанный подход к научному диалогу с буддизмом, все-таки страдает от однобокости. Например, тот же Экман описывает явление "рефракции", когда человек охвачен негативными эмоциями, не в состоянии вырваться из данного состояния эмоционального отравления. В 4 пути описывается похожий феномен, который назван там "отождествление". В буддизме известна знаменитая троица состояний: отвращение-страсть-неведение. Все эти состояния имеют прекрасные символы в виде змеи, петуха и свиньи. Очевидно, что Экману очень пригодились бы знания других подходов, в том числе и 4 пути, и буддизма, и суфизма. А еще, возможно, его заинтересовали бы православные подходы к изучению эмоция. Например, в православном наследии отлично описаны человеческие страсти от легкой привязанности до одержимости бесами и демонизма. 
В книге делается упор на борьбу с деструктивными эмоциями. А ведь в современном научном мире к эмоциям  имеется   прямо противоположный подход. Он в книге вообще никак не упоминается. Этот способ в настоящее время широко применяется например в,  так называемых,  12 шаговых программах выздоровления. В первом шаге там предлагается признать свое полное бессилие перед  деструктивным фактором, например, перед негативными эмоциями. При этом борьба полностью исключается. А эффект достигается во многих случаях быстрее, чем при применении воли.
Все, что излагал Матье на конференции, интересно и заслуживает особенного внимания. Например, о гневе. Гнев является чуть ли не главной проблемой в обществе, которая приводит к насилию. Матье утверждает, что в основе гнева можно увидеть что-то, не представляющее опасности. Это спорное утверждение, на мой взгляд. И оно противоречит буддистскому подходу к гневу и отвращению, который определяет гнев однозначно, как загрязнение ума. Аристотель так же полностью отвергал гнев. Матье утверждает, что человек, победивший гнев, обнаруживает в сердце гнева "четкость и ясность ума". В связи с этим вспоминается одна суфийская притча о деревенском парне, который  однажды уехал в город, там учился у известного мастера духовным практикам. Я слышал, что через два десятка лет, все признали, что он стал святым и победил гнев. Этот человек решил съездить в родную деревню. Там он увидел двух односельчан, которые косились на него при встрече у колодца. Односельчане шепотом обсуждали приехавшего и говорили меж собой: "Не тот ли это парень, который в гневе убил свою жену и трех детей двадцать лет назад?" Просветленный человек услышал это, взбесился мгновенно и удавил голыми руками в состоянии аффекта обоих односельчан. Так что, и в наши дни  гнев - страшная сила. 
(продолжение следует)

 12 января 2016 года, вторник.
 Итак, новогодние праздники позади.Можно продолжить мою работу - рецензию на "Деструктивные эмоции..." Главу 2 и главу первую можно пропустить, они описательные, в основном. Правда, вторая глава посвящена целиком Далай-Ламе, его биографии,  а такой материал интересен сам по себе. 
В первой главе, правда, так же имеются заслуживающие внимания моменты. Экман обращает внимание на то, что западная психология в целом ушла далеко в сторону изучения различных болезней и больных людей. А значит, эта психология занята исключительно изучением человеческой лжи (мой вывод). А люди экстраординарные, здоровые психически, духовно, достигшие результатов в медитативной практике наукой не изучались вовсе. Ёзер, который действительно достиг определенных вершин в этом смысле,  показал в экспериментах совсем другие результаты, чем обычная выборка. Сразу вспоминается Дж.Г. Беннетт, который в своих работах  по 4 пути так же обратил внимание на разницу между направлением психологии, которое олицетворяет, например, Карл Юнг, и 4 путем. Даже приводит аналогию двух математических рядов - четные и нечетные числа для болезни и здоровья. Так что проект исследования экстраординарных людей имеет большие перспективы, на мой взгляд. Начиная с третьей главы, деструктивные эмоции занимают главное место в работе конференции, которая описывается в книге. Сделаны попытки составить списки деструктивных эмоций. Действительно, западная психология и философия всегда стремились определить деструктивные эмоции отдельно от позитивных. Деструктивные эмоции - это такие эмоции, которые способны нанести вред, - так это пытается определить западная наука. Упоминаются священные буддийские тексты, в которых насчитывается восемьдесят четыре тысячи негативных эмоций. А потом делается вывод, что все это многообразие можно свести к пяти главным, коренным негативных эмоциям: гнев, пристрастие, заблуждение, самомнение, и зависть. 

Когда я приступал к изучению негативных эмоций, то тоже составлял списки. Где-то в литературе я находил список в 200 эмоций и эмоциональных состояний. А когда сам научился наблюдать в себе и окружающих негативные эмоции оставил всего четыре: страх, гнев, вина, жалость к себе. 
В третьей главе представлен Маттье Рикар, ученый и монах. Конечно, я обратил внимание на его биографию. Далее цитата из книги.  "Крестным Рикара был Г.И. Гурджиев, русский мистик, у которого было множество последователей среди французских интеллектуалов середины двадцатого века ( несмотря на то, что в то время его мать входила в число восторженных почитательниц Гурджиева, сам Матье не примкнул в его последователям)". Странное совпадение! 4 путь так и просился на конференцию. Но не судьба!
Продолжу позже, устал. 
 29 декабря 2015 года, вторник. 
 Итак,  книгу я прочел. Книга странная. Безусловно, книга полезна для меня. Но сомнительно, чтобы она могла заинтересовать широкие круги населения в России. Особенно, в такую пору, как нынешняя. Интерес особенный вызывает личность Далай-Ламы. Ученые, которые описаны в книге тоже интересны. Работа их важна для науки. Но думается, что до высот, которых достиг буддизм в изучении психики человека, западной науке еще очень далеко.  Работа Франсиско Варелы заслуживает особого внимания. Оказывается,  он - чилиец. Как и Клаудио Наранхо, книги которого переведены на русский. О нем я уже писал здесь, в этой статье. 
С удивлением узнал, что фамилия у жены автора книги - Беннетт. Возможно, она родственница Джона Годолфина Беннетта? Того Беннетта, который был любимым учеником Г.И. Гурджиева. Обширна библиография ученых, которые представлены на конференции. Планирую изучать их работы. Если, конечно, что-то переведено на русский. Мой английский очень слабый, мягко говоря. 
Продолжу позже.
5 декабря 2015 года, суббота.  Продолжаю изучать книгу "Деструктивные эмоции..." Уже подхожу к концу книги. Как всегда, самое интересное авторы располагают где-то в середине книги и уже в самом конце. То, что американскими учеными, наконец-то найдено место в мозгу человека, где расположены деструктивные эмоции - это заслуживает особого уважения. Так называемое, миндалевидное тело содержит в себе негативные (деструктивные эмоции). Этому очень удивился бы ученик Гурджиева Г.И. - Успенский П.Д. Помнится, в своих лондонских лекциях на темы 4 Пути Успенский П.Д. отмечал, что в мозгу человека нет особенного места, которое бы отвечало только за негативные эмоции. И дальше он говорил, что если бы такое место было бы обнаружено, то шансы человека на духовное развитие стали бы нулевыми. Порадовало, что медитативные практики, как было установлено теми же американскими учеными, помогают человеку сместить эмоциональный фон в левую предлобную долю. Этот вопрос обсуждался и Ричи, и Далай Ламой и другими участниками конференции с энтузиазмом. Я тоже порадовался таким результатам. По своему опыту  могу подтвердить, что действительно возможно переходить от негативных деструктивных эмоций  к позитивным эмоциям с помощью медитативной практики.
В Википедии нашел главу, специально посвященную миндалевидному телу. Правда, в ней написано, цитата: "Считается, что у людей и других животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие). Её размер положительно коррелирует с агрессивным поведением. У людей это самая сексуально-диморфная структура мозга — у мужчин после кастрации она сжимается более чем на 30 %. Предполагается, что такие состояния, как тревожностьаутизмдепрессияпосттравматическое стрессовое расстройство и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины". https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE
Вообще говоря, этот момент является самым важным для всех, кто надеется на результаты в своем духовном развитии. С этим согласны и автор книги, и участники описываемой конференции, и сам Далай Лама.
 В аннотации книги написано о решимости принять вызов, брошенный всему человечеству разгулом терроризма, темными страстями и деструктивными эмоциями, породившими это явление.
 Вот только вчера, поступило сообщение из США о спланированной атаке террористов в Калифорнии, Сант-Бернардино. Погибло 14 человек по предварительным данным. 
А взять хотя бы войну, которая развязана странным "государством" ДАИШ  всему Миру. Но думается, что  в таком мировом явлении, как терроризм, индивидуальная борьба с деструктивными эмоциями в ряд ли может существенно помочь. А вот для отдельного духовно развивающегося   человека,   изучение деструктивных эмоций, несомненно, главное направление работы. 
Продолжаю изучать книгу. В процессе изучения буду записывать свои впечатления от прочтения и результаты применения информации, изложенной автором. 










16 октября 2015 года. Здоровеньки булы! Так на каком-то из диалектов украинского языка звучит приветствие. Может, это на "суржике", а может, на чистом галицко-буковинском говоре. У нас здесь, в России постоянным материалом обсуждения в обществе являются Украина и Америка. А сейчас и Сирия плюс Америка...
     Но возвращаюсь к "нашим баранам", так сказать.Чтение книги продолжается. Вот уже я прочитал место, где Пол Экман, который посвятил много лет изучению эмоций,  рассказал на одной из встреч конференции, как он справлялся с гневом, когда его жена не позвонила ему из Вашингтона. Уже он рассказал, что  мать бросила его, когда ему было 14 лет. В этом Пол видит причину своей зависимости от гнева.  Я так же работаю много лет над проблемой эмоциональности. У меня совершенно другой подход к проблеме.  Подход Пола к эмоциям, на мой взгляд, в большой мере обусловлен известными недостатками психоанализа. Дескать, нужно докопаться до основной причины гневливости. Психоаналитик мучает пациента до потери пульса, заставляя его вспоминать старые обиды на мать, отца или братьев-сестер. Это тупиковый путь! Гораздо эффективнее начать с нуля, отбросив помойку прошлых деструктивных эмоциональных впечатлений. Мне пришлось принять сначала себя таким, какой я есть  сегодня, сейчас. Тогда возникает возможность правильного наблюдения за всем эмоциональным содержимым. Как только возникает более-менее стойкая структура, которую можно назвать "внутренний наблюдатель" можно двигаться дальше. В отличие от Далай-Ламы, который постоянно говорит о буддистском подходе, когда эмоции не отделяются от мысли, когда изучается, так называемая, загрязненность ума, - я считаю, что в наблюдении это один из важных моментов - отделить эмоцию в чистом виде от мысли. Конечно, сразу оговорюсь, что в своей работе я использовал все материалы, которые названы "Четвертым Путем". в 4 Пути считается общим местом ( в изложении и Г.И. Гурджиева, и П.Д. Успенского, и Беннетта, и др.), что требуется увидеть в себе, так называемые, центры: интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный. На мой взгляд, такой подход имеет множество преимуществ.  Самое главное из преимуществ, которые имеет 4 Путь, в этой связи - неизбежное следствие - появление в наблюдательной практике других структур. Прежде всего, это характер. Затем, - переходя на термины Джона Годолфина Беннетта, - это истинная самость. Затем - ЭГО, душа и дух. Но самое значительное достижение - это, конечно, характер. Известно направление в американской психологической школе, которое ассоциируется  у нас тут с Клаудио Наранхо. Думается, что описываемая Даниелом Гоулманом конференция , много бы приобрела, если бы были приглашены представители данного направления.   На русском языке у нас в РФ вышло несколько книг Клаудио Наранхо.  Их читают и изучают здесь не только я, так сказать, вольный исследователь, "свободное копье", но и профессионалы.
Но это я все излагаю, как вставку в свои впечатления от книги Дэниела Гоулмана. Книга "Деструктивные эмоции...." - очень познавательна и интересна. Я ее читаю с большим интересом. Буду делиться здесь своими впечатлениями.


28 сентября 2015 года. Привет.
 Продолжаю чтение книги. Неприятно обратило на себя внимание, что и участники встречи по эмоциям, ученые, которые, надеюсь, сделали определенный вклад в науку, подвержены пропаганде. Один из них в обсуждении допущения полезности гнева, говорит, что один из оттенков гнева (кажется, участники назвали этот оттенок гнева - "негодование") может нести полезную функцию. Далее этот ученый рассказывает, что ГИТЛЕР и СТАЛИН, оба (!) вызывают негодование. Мне и раньше приходилось слышать, что западная пропаганда приравнивает Гитлера и Сталина. Дескать, оба являются диктаторами, оба устроили войну и виновны оба в уничтожении миллионов людей. Причем автор книги Гоулман, излагая этот момент, явно придерживается такого же взгляда на Сталина. Какие все-таки разные эффекты от пропаганды! У нас тоже имеется эффект от нашей родной пропаганды. Но все-таки приравнивать огульно диктаторов - это явный перебор. Даже Карл Юнг, "диагностируя диктаторов" и тот не приравнивал Гитлера со Сталиным или Мусолини. Кстати, именно Юнг в 38 году, когда немцы аннексировали  Чехию, предрекал победу Сталину, всячески выделял нашего руководителя при сравнении с Гитлером. Огульное приравнивание победителя фашистов с главным фашистским преступником выглядит странно, если не сказать больше.
Сейчас я изучаю дополнительный список деструктивных эмоций, который был подготовлен участниками конференции. Далай-Лама подчеркивает особенности буддистского подхода к теме - у буддистов часто эмоция не выделяется, как таковая. А речь идет о загрязнении ума, что иногда совпадает с деструктивными эмоциями, а иногда вообще к эмоциям не имеет никакого отношения.
(продолжение следует)



Решил завести отдельную страницу, посвященную странной книге, которую мы приобрели в начале августа 2015 года. Книга куплена нами в "Библиоглобусе" - есть такой книжный магазин в Москве. Книга стоит дорого - 709 рублей. Причем эту книгу откопал на полках магазина не я сам, а другой человек. Если бы я ее  нашел, то это можно легко объяснить. Я уже знаком с некоторыми публикациями журналиста из " The New York Times"  Гоулмана. Я изучаю книги по Тхераваде. В одной из них я обнаружил целую вставную главу, которую написал Гоулман. Тогда-то я и обратил внимание на Дэниеля Гоулмана.  Но книгу по деструктивным эмоциям нашел не я, - к сожалению. Книга хороша! Книгу я сейчас читаю. Еще не прочитал до конца. А уже кое-что из книги использую для себя.
Продолжение следует. 

Комментариев нет: