Powered By Blogger

Литература. Л.Н. Толстой "Анна Каренина"



понедельник, 13 мая 2013 г.


Анна Каренина Л.Н. Толстого

На ночь я слушаю аудиокниги. Разные книги. Сейчас вот увлекся Анной Карениной. Между прочим, усваивается аудиокнига и воспринимается совсем по-другому, нежели книгу читать. Недавно я слышал по радио, что современные люди совсем разучились слушать. Только смотреть! И это точно так и есть. И без того,  известно каждому школяру (если, конечно, его еще не "подсадили" на наркоту, алкоголь и табакокурение), что люди воспринимают мир на 70% глазами, а на остальные 5 инстинктивных ощущений приходится всего 30%. Стало  быть, на слух мир воспринимается совсем в узком диапазоне.  Возьмем, даже  и пресловутый Интернет. Здесь явно прослеживается тенденция именно смотреть информацию глазами. Причем текстовой способ представления информации заметно уступает видеороликам, телевидению. А уж You Tube,  бьет по просмотрам все остальные сервисы.  Глаза, однако, портятся, зрение падает, так сказать, на "глазах". Грех не использовать слух, обоняние, осязание, вкус и мышление для ориентации в окружающем мире. Да-да, мышление ведь тоже всего лишь рядовой способ познания мира, как и 5 других. Так что мудрый человек все  больше слушает мир и размышляет, а не глазеет на него. Мудрая собака теперь не только обоняет, но и тоже слушает. А часто собака даже лучше думает, чем ее хозяин. Поэтому сплошь и рядом видно, как собака лидирует во взаимоотношениях со своим "хозяином".
Вот я слушаю "Анну Каренину" Толстого. Когда читал книгу, не обращал внимания на такие необычные вещи из этого романа.
Оказывается, Стива Облонский уютно чувствовал себя в лоне либеральных идей. Его супружеские измены в свете либеральных идей не вызывали у него угрызений совести или чувство вины. Поэтому он любил почитывать либеральную прессу. Брат Константина Левина Николай, запойный алкоголик, неудачник, был приверженцем коммунистических идей. Сам Левин, наиболее симпатичный герой романа, видимо, похож на автора романа, Льва Николаевича Толстого и занимает другую идеологическую нишу, не либеральную,   и не коммунистическую, и не монархическую. Пока что не могу сравнить ни с каким политическим течением политические предпочтения Константина Левина - не дослушал еще до конца роман. Но он так симпатичен в своей любви к хозяйству, коровам, телкам, легавым собакам, Родине, простому труду,  что, кажется, Гоголь Н.В,  не так уж был и не прав, когда во втором томе "Мертвых душ"  пытался описать, как можно обустроить Россию,  не отказываясь от крепостного права.
А как тонко описывает Л. Н. Толстой женщин и их взаимоотношения друг с другом. Как ловко Анна смогла поменять настроение Долли к мужу и его изменам. Это,  потому что женщина в сравнении с мужчиной обладает сильнейшей эмоциональной структурой, которая в настоящее время позволяет ей побеждать в борьбе полов.  А как Кити, восхищавшаяся Анной, мгновенно поняла на балу, что потеряла Вронского и оттолкнула напрасно Левина? Обращает на себя внимание описание департамента, в котором служил Облонский, как он получил это место, как оно ему нравилось. Описано, как получали такие места московские дворяне - по блату.
В общем, слушаю и наслаждаюсь. Никакое кино не сравнится с аудиокнигой. На слух больше воспринимается главного, скрытого от глаз.




Начал слушать и читать одновременно вторую часть. Конец первой части вспоминался впечатлением от Вронского. Личная неприязнь автора передается и мне, читателю. Запомнилось, как он приехал в Питер, в свой дом, в котором идет пьянка, живет пьяница и дебошир, его друг. Запомнился умывальник с ножным управлением. Но конечно, все время вспоминается Бологое (между Ленинградом и Москвой), момент, когда Анна и Вронский, оба характеры №8 ( садизм и вожделение), оба хищника, оба поддались сексуальной страсти и непреодолимому влечению друг к другу. Мастерски описывает автор, как Анна после сдачи на милость своей пагубной страсти, сразу увидела у мужа торчащие уши, как сын Сережа уже не составлял большую часть ее жизни. Вот как действует страсть, один из буддийских ядов! Яд проникает всюду, околдовывает, зомбирует.

1 июля 2013 года, понедельник. Продолжаю слушать и изучать "Анну Каренину" Л.Н. Толстого.  Недавно я слушал и изучал другое произведение Л.Н. Толстого - "Воскресение". "Анна" нравится больше, чем "Воскресение". В романе имеется информация об аристократическом дореволюционном обществе России. Аристократы вызывают уважение. Особенно, один из героев - Левин, помещик имеющий обширное поместье, о котором он с удовольствием заботится, умеет хозяйствовать на  земле, понимает,  как организовать работников и их деятельность. Ни один из современных членов новых элит даже близко не походит на тех аристократов. Заморские, зарубежные потомки российских аристократов тоже совсем не походят на своих предков.
4 июля 2013 г., четверг. Прочитал место в романе, где Толстой описывает продажу леса Стивой Облонским купцу. Купец - это хитрый мужичок, который сумел надуть Облонского на 30 тыс. руб. Это сразу понял Левин. Он-то и открыл глаза Облонскому на обман купца. Причем здесь же Левин сетует на то, что его друг, который при продаже не изучил свой лес (не посчитал деревья в лесу, как выразился Левин). Левин далее говорит о том, что у купца будут деньги на образование собственных детей, а вот  у Облонского - в ряд ли! Толстой указывает на вековую особенность русских аристократов - отсутствие хозяйской сметки, не умение считать деньги, расточительность. Еще Екатерина с яростью высказывалась о дворянской глупости - проигрывали в карты купцам свои поместья вместе с крепостными крестьянами.  Как это было раньше, так продолжается и доныне. Эти самозванцы, которые сами себя в эти двадцать воровских лет, записали себя в элиты, и даже в "аристократы" транжирят уворованные у народа денежки. Покупают яхты, футбольные команды в Англии, дорогую недвижимость в Америке. А тем временем, наш космос,  в котором мы были "впереди планеты всей" продолжает умирать. Вчера только рухнула очередная ракета со спутниками - 200 млрд. долларов - коту под хвост.

8 июля 2013 года, понедельник.  Уже два раза слушал одно и то же место из романа "Анна Каренина". Там описан, прежде всего, Вронский. Между прочем Толстой описывает его внешность ни забывает пройтись по поводу его раннего облысения. Так и пишет, дескать, Вронский начал плешиветь. И само это словечко "плешивый" похоже на иронию, да и упоминание "беды" Вронского в таком контексте подчеркивает народную ухмылку. Если мужчина рано лысеет, то имеет влечение к слабому полу.  Но чувство его к Анне пока что описывается серьезно, вызывает даже уважение. Например, когда Анна сообщает Вронскому, что беременна, проверяет любовника сугубо женским тестом, - то Вронский не смущается, не злится, а даже рад. Так и говорит, что, наконец-то кончится ложь, предлагает уехать с ним скрытно. Между прочим, Анна категорически не согласна, это предложение вызывает в ней сильную злость, даже и гнев. А вот отношение к сыну Карениных у Вронского неприязненное, сын Анны Сережа вызывает у Вронского отвращение. Это честно и тоже вызывает уважение.
А до этого объяснения любовников Толстой описывает любимую лошадь Вронского  Само  описание статей Фру-фру рисует не такую уж красивую лошадь. То ли дело в "Очарованном страннике" описаны лошади! Там каждое описание лошадиной красоты подчеркивает, как Лесков знал и любил лошадь.  А здесь Фру-фру описана так, что не выглядит красавицей. Зато скачки описаны так сильно, так образно, что все этапы видятся, как будто читатель присутствует. Между прочим, поведение Вронского в сцене, когда Фру-фру сломала себе хребет (совсем, как в нынешние времена ломаются хребты многих народов мира), не кажется таким уж ужасным. Вронский чувствует за собой вину. Конечно, он ударил бедную лошадь после того, как она упала. Но это не было садистским бешенством, как это выглядит в советском фильме с участием Ланового. Между прочим, чувствовать вину, как это чувствовал Вронский не присуще 8 характеру, а это точно определяющая главная черта.  Скорее у Вронского все-таки не характер №8. Возможно, №2?

15 июля 2013 года, понедельник. Продолжаю слушать аудиокнигу по роману "Анна Каренина". Нравится! Уже два раза слушал кусок романа о заграничной поездке Щербатских за границу. Катя (Кити) заболела после объяснения с Левиным и потерей илюзий по отношению к Вронскому. Молодые девушки очень чувствительны бывают, когда теряют потенциальных женихов. Ну, заболела и заболела. Вывезли ее на воды, в Германию. Туда ездили русские аристократы поправлять свое здоровье.  Там описан брат Левина Николай, человек коммунистических взглядов. Описан автором этот человек очень нервным,  с характером №4.  Что же? Может,  Л.Н. Толстого можно и понять в такой расстановке характеров. Ленин В.И. не даром же называл Л. Н. Толстого "зеркалом русской революции". Потом очень понравилось наблюдение Толстого, как выздоравливают молодые девушки от первой любви. Катя влюбилась в другой раз. И странное дело, влюбилась в Вареньку! Варенька - это милое существо, которое рада помогать и спасать каждого встречного-поперечного. Наверно, так ТОлстой представлял себе настоящую христианку. Варенька нравилась всем окружающим без исключения. И вот наша Кити Щербатская, заболевшая от первой любви, потянулась всем сердцем к этой самой ВАреньке. Завязалась "святая девичья" дружба двух чистых душ. А результатом явилось полное выздоровление от депрессии. Между прочим, ранее автор описал, как выздоравливал Левин от Кити и ее отказа. Он, влюбленный в свое хозяйство, выздоровел трудом своим.
Кстати, святая дружба встречается. Чаще у детей. И чаще - у мальчишек. Мальчишки в возрасте 5-12 лет могут дружит самозабвенно, чисто, свято. А Толстой подметил другую разновидность святой дружбы - у молодых девушек.
Потом я послушал глубокое размышление Левина о русском народе. Левин одновременно любил и не любил народ. Как раз этого-то и не достает сейчас, когда Россию ломают через колено! Ломающие прикрываются, как это всегда ведется, любовью к народу.  Правда, некоторые предатели-либералы прозападного толка ненавидят народ. И даже уже и не скрывают этого. Такие предатели из пятой колонны есть повсюду. Даже среди полных мерзавцев, деградантов, старух, дорвавшихся до власти,  сволочей всех мастей, алкашей и наркоманов есть такие! Полно ненавистников среди чинуш и чиновниц, среди копов, среди бюрократов всех уровней.
23 июля 2013 года, вторник, 11-21. Продолжаю слушать роман. Слушаю, как правило, на ночь. Тогда образность мышления и воображение, которые являются функцией двигательного центра перестают бесконтрольно копаться в материале отождествления (чаще,  это подъездный УРКАГАНАТ). Когда слушаешь что-либо через наушники (чаще, аудиокнигу), функции воображения заняты тем, что слушаешь. И приходит мир и покой, можно уснуть сном праведника.
Конечно, два раза подряд слушал то место в романе, где Левин предается своей любимой забаве - косит вместе с мужиками луга - под корма для своего молочного стада. Я и сам являюсь большим поклонником обычной косы. Не тримера, который так шумит, что становится противно. А именно обычной косы. Работа тихая и эффективная. И действительно автор прав - настроение улучшается. И близкий тоже подтверждает - от такой работы становится радостно  на душе. Ну, а потом начал слушать о Долли, о жене Стивы Облонского. Уважал, уважал Лев Николаевич матерей. Шесть детей было у Дарьи. И как она была горда своим материнством! И детей знает Лев Николаевич. Дети, это точно, не выносят фальши взрослых. Сразу это чувствуют. Почему не взять у нашего писателя идеологию семьи? Нет, отвечаю я сам себе. Поздно. Не получится просто перенести шаблон существовавшего когда-то семейного уклада и перенести в нынешние времена. Не те люди, не те нравы. Все рушится, гниет, разлагается, как гнилая ткань. Уже и педерастия возведена в ранг равноправного с обычной семьей уклада. Уже все, какие только возможно, извращения в половой жизни насаждаются обществу. А общество все это принимает и усваивает.
25 июля 2013 года, четверг. Продолжаю слушать Анну Каренину" на ночь. Переслушал то место, где Лев Николаевич рассказывает о странности. Дело в том, что Долли, Дарья Александровна, жена Стивы Облонского имела реальное представление и даже веру в метемпсихоз.
 "Дарья Александровна в своих задушевных, философских разговорах с сестрой, матерью, друзьями очень часто удивляла их своим вольнодумством относительно религии. У ней была своя странная религия метемпсихозы, в которую она твердо верила, мало заботясь о догматах церкви."
Действительно - это очень необычно для такой женщины, как Дарья Александровна, ведь она - мать шестерых детей, мать по призванию, "наседка", как шутливо называет ее Левин.
Вот как написано об этом в энциклопедии  http://iph.ras.ru/elib/1877.html:
МЕТЕМПСИХОЗ (греч. μετεμψύχωσις, от μετα- − пере- и ἐμψύχωσης – одушевление, оживление, собственно – переодушевление) – один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuehn), у Александра Афродисийского (De an., 27, 18); особенно характерен для неоплатонической традиции: Порфирий (De abst. 4, 16), Гермий у Стобея (149, 69) и др.; конкурировал с терминами «метэнсоматосис» (лат. калька геіnсаrnatio – «реинкарнация», «перевоплощение» – начиная с Ипполита Римского (Ref. 1, 3, 2) и Плотина (II 9, 6; IІ 3, 9)), у неоплатоников также палингенесия. В ранних греческих свидетельствах о метемпсихозе обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель. О душе, 407b20; Геродот 2, 123).
Религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела других людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или – в порядке повышения – демонов, божеств – засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографический материал у Э.Тэйлора. – В кн.: «Первобытная культура». М., 1939, с. 301 слл.; Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь, т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым метемпсихоз происходит в «первое попавшееся» тело, и этизированные религиозно-философские варианты, в которых восхождение и нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т.е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классическая страна разработанного религиозно-философского метемпсихоза – Индия (см. Сансара, Карма). В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н.э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56слл.; Эмпедокл. Очищения; Геродот 2, 123). Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоз принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о метемпсихозе (скорее как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния (см. «видение Эра» в 10-й кн. «Государства» 614b–621d), но особенно подчеркивая эпистемологический момент – пренатальное знание идей (см. Анамнесис). Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере – отказ от кровавых жертвоприношений.
Между прочим, Шопенгауэр учил, что переселяется отнюдь не душа, а воля. Ну, а мы, посвященные знаем, что после смерти могут быть усвоены всего шесть звеньев во вновь родившемся человеке. Это его карма, которую он наработал за жизнь. 
 19 августа 2013 года, понедельник. Давненько ничего не записывал в эту часть своего блога. А "Анну Каренину" я продолжаю изучать. В основном, слушаю аудиокнигу по роману Толстого Л.Н. Уже дошел до 4 части. Уже давно я  слушал, как Константин Левин в эмоциональном порыве решает, когда видит, как хороша простая жизнь крестьянина, бросить свой класс, жениться на крестьянке и зажить этой простой жизнью. Это все он создал в своем воображении после чудесного дня, когда косил свои луга вместе с мужиками, когда видел окончание трудового дня у молодой четы. А потом уже утром шел домой и вдруг встретил карету, в которой ехала Кити Щербацкая, которая отказала ему. И сексуальный центр и гений рода, и  властный  Демиург, и шаловливый мальчик Купедон, - вернули его в реальность. Нет! Не уйти Левину с древнего пути, по которому бредут миллионы миллионов. Левин понял, что любит Кити, что без этой женщины ему не видать счастья в жизни. 
Потом я слушал, как Левину осточертело его хозяйство, эти хитрые мужики, которые не хотят вкладываться в обустройство жизни. Им подавай только радость и покой от физического беззаботного труда. Но это, конечно, из-за роковой встречи Кати Щербацкой.
 Левин едет к либералу (фамилию запамятовал), на охоту. Там Толстой описывает, как владеет Левиным мощная сексуальная сила, как молодая женщина за столом с открытым декольте смущает его красотой белой высокой груди. Потом Левин участвует в разговоре об обустройстве русской жизни на земле, где должны сосуществовать крестьяне, недавно получившие свободу,  и помещики. Как это не получается, как разнятся мнения либералов западного толка и бывших крепостников,  ратующих за кнут для мужика, без которого он не может ни трудиться, ни жить.
Потом я слушал то место в романе, когда к Левину приезжает заболевший туберкулезом брат Николай. Как мучительно это общение с человеком, который скоро умрет. Вновь обсуждается коммунистический взгляд на действительность Николая. Левин и этот взгляд не принимает. У него есть свой, непохожий на других взгляд. Какой же? Вспоминается, что Лев Николаевич не поддерживал идеи Столыпина на создание фермерских хозяйств. И в "Воскресении" Нехлюдов столкнулся с особенностью русского крестьянства - мужикам полная свобода от помещика не нужна. С такой-то свободой мужик поступает как и сейчас, после разрушения СССР и колхозов - идет и пропивает последнее.
Уже слушал я, как Каренины живут  с изменой Анны. Как все это мучительно и для Каренина,  и для Анны. Но другое еще более представляется мучительным.  
(продолжение следует).


 26 августа 2013 года, понедельник. Продолжаю слушать "Анну Каренину". Вот уже слушал место, когда Каренин решился на развод, уже он был у адвоката. Уже описана процедура развода, причины, по которым развод мог состояться в те далекие уже годы в Российской империи. У Каренина имеются доказательства неверности жены (письма Анны Вронскому и письма Вронского Анне, хранящиеся в портфеле Анны, которым очень ловко овладел Каренин). И вот уже я слушал и  читал замечательное место о сне Анны и Вронского, который они видели, каждый в отдельности. Но сон-то был одним и тем же и для Анны и для Вронского! 
     Вот этот отрывок из романа, когда Анне и Вронскому снится мужичок низкого росточку с рыжей бородой с отвратительным мешком, в котором у него какое-то железо звенит:
  Она представила, как он копошился в мешке. Ужас был на ее лице. И Вронский, вспоминая свой сон, чувствовал такой же ужас, наполнявший его душу.
       -- Он копошится и приговаривает по-французски, скоро-скоро и, знаешь, грассирует: "Il faut le battre le fer, le broyer, le petrir..." И я от страха захотела проснуться, проснулась... но я проснулась во сне. И стала спрашивать себя, что это значит. И Корней мне говорит: "Родами, родами умрете, родами, матушка..." И я проснулась...
     Такое случается не часто. И говорит о многом. Например, об уровне развития людей и их отношениях. Такое может случиться, если люди достигли уровня человека №4 по классификации Гурджиева Г.И. И отношения между людьми, когда они видят один сон на двоих, можно назвать из ряда вон выходящими - это уже на границе телепатических возможностей. Лев Николаевич Толстой, конечно, взял эту историю с одинаковым сном из своей личной жизни. Поэтому, когда говорят, что Толстой - это пророк, в этом нет преувеличения. Конечно, такие возможности имеют не только пророки, а и люди по-проще, но они уже достигли кое-какого духовного развития, или же имеют возможности роста. Лично у меня, такого вот "простого" человека,  было два таких прецедента. Одновременно со мной видела один сон одна женщина Н., - это было в молодости. Причем сон снился  именно мне, он был о моей учительнице математики Г.К., которая учила нас в школе, в 6 классе. Во сне учительница была одета в модный в те времена шерстяной костюм "Джерси" зеленого цвета. И вот я рассказываю этот сон об учительнице той своей приятельнице, а она вдруг восклицает: " Это же мой сон", - и рассказывает дольше сон со всеми подробностями и даже с той же математической задачей, которая мне приснилась. Ну, а еще раз я видел сон один на двоих уже не очень давно, при схожих обстоятельствах.  Для меня очевидно, что это одно из проявлений телепатических возможностей. Если бы человечество не свернуло лет пятьсот назад с верного пути, такие возможности у каждого могли бы развиться. Представляете себе? Не нужны Интернет и сотовая связь! Каждый человек по своему желанию может связаться мгновенно с каждым живущим на планете! У человека имеются до сих пор такие возможности, но человек спит, околдован и втянут в дурную сумасшедшую игру под названием "технологический прогресс". 

12.09.2013, четверг. Продолжаю слушать и читать роман "Анна Каренина".  Уже позади четвертая часть. Но если возвращаться к сну Анны про маленького рыжего мужичка, который одновременно снился и Вронскому тоже, то обращает на себя внимание еще один момент. Чтобы его не упустить, надо записать странность. Толстой,  описывая сон Анны,  выделяет один момент, а именно то, что Анна проснулась во сне. Проснувшись во сне она разговаривает и узнает информацию. Цитата: "
И я от страха захотела проснуться, проснулась... но я проснулась во сне. И стала спрашивать себя, что это значит. И Корней мне говорит: "Родами, родами умрете, родами, матушка..." И я проснулась..." Это очень важный момент.  Во всех духовных практиках, которые уделяют внимание управляемому сновидению, проснуться во сне означает определенное достижение  духовного развития. Сон во сне, как матрешка в матрешке, упоминается и Гоголем Н.В. в его "Портрете", который так же, как и Толстой,  обладал необычными способностями. Так же широко известна эта практика с управляемыми сновидениями от Карлоса Кастанеды, который описывает вменяемое ученикам данное упражнение из практик мексиканских мастеров (Дон Хуан и его друг).
 Ну, а я продолжаю вспоминать свои впечатления от романа. Мне особенно показалось необычным и важным пережитый Карениным, мужем Анны, катарсис. Это случилось уже на фоне отравленной ядом отвращения (буддийский термин) семейной жизни Карениным. Сергей Александрович. Уже выкрикнул Каренин в разговоре с Долли, что он ненавидит Анну, что примирение не возможно. И вдруг, находясь в Москве он получает письмо Анны из Питера, что она умирает, чтобы он простил ее, что она вот-вот родит... Анна просит, чтобы муж приехал. И вот Каренин приезжает в Петербург, врывается в дом, где видит разных людей, опять он видит в гардеробе это пресловутое ненавистное "военное пальто" Вронского, а в покоях Анны, которая разрешилась в родах девочкой, он видит и самого Вронского, который, не скрываясь, плачет. И вот он у одра умирающей Анны. В разговоре с женой с Карениным и происходит эмоциональный срыв, катарсис, когда прежние чувства будто смываются слезами и человек видит больную ситуацию совсем по-другому. Он уже не ненавидит Анну, уже он и Вронскому сочувствует. Все! с Карениным произошел катарсис, преображение, которое иногда случается с людьми. Чаще такое случается все-таки с людьми верующими, например, воцерковленными православными, каким и был Каренин. 
Вот как этот самый катарсис определен в Википедии:

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.
Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[5].Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[6]), от страстей или от наслаждений.

На группах АА мне приходилось наблюдать множество людей, которые прошли через катарсис и получили неожиданный приз - освобождение от химической зависимости,  изменение кармы, судьбы и получение новой жизни.

Но вернемся к роману. Дальше обращает на себя внимание попытка самоубийства у Вронского. До этой попытки мы видели, как и Анна постоянно говорила о своем желании умереть. На фоне их отношений, их страсти, все это симптоматично. Это напоминает болезнь описанную еще Шекспиром в "Ромео и Джульетте". Обычные люди восхищаются такими отношениями, такой "любовью". Но мудрый знает, что речь идет об известной болезни.
На фоне отношений Анны и Вронского описана здоровая любовь Константина Левина и Кати Щербацкой. Особенно много страниц посвящено Левину. С ним тоже произошел катарсис. Сильное душевное потрясение от обретения любви к Кити, взаимной любви.  Отношения Левина и Кити совсем другие, не похожие на отношения Анны и Алексея Вронского. Хотя и имеется что-то общее. Шопенгауэр сказал бы, что над отношениями Левина и Кити, а так же Анны и Вронского сильно поработал Гений рода, некая сила, которая объединяет сердца мужчины и женщины. Беннетт сказал бы, что тут видна работа Демиурга. Вообще говоря, в любви мало кто понимает, как должно понимать. И само это слово "любовь" настолько истаскано, потерто, как монета от долгого хождения, что смысл утерян и забыт начисто. Мне нравится определение Беннетта - любовь - это творческая энергия высокого уровня, не доступная большинству людей из-за низкого духовного развития. Сказано, что первая заповедь - это возлюби Господа своего, - но кто может этим похвастаться? Любить колбасу с жирком, темное пиво и холодную водку - это же совсем другое, правда же?
 С удовольствием послушал описание хлопот Левина перед венчанием, это  его горе с потерянной рубашкой и опоздание на главное событие в жизни. Обращает на себя внимание, как честный Левин пришел на исповедь и причастие в храм перед венчанием. Как честно Л. Н. Толстой описал состояние неверующего Левина. И такое же честное поведение попа. И после такого описания хочется пойти в храм, послушать службу и церковный хор, помолиться всем Миром. 
(продолжение следует) 
26 сентября 2013 года, четверг. Продолжаю слушать аудиокнигу по роману "Анна Каренина". С перерывами слушаю, конечно. Много хлопот, которые не дают возможности послушать, тем более, почитать. Нравится. Ай лайк. А еще я смотрел сериал BBC по Джейн Остин - "Гордость и предубеждение". Тоже ай лайк. Но странно, впечатления от этих двух романов не пересекаются, не накладываются, никак между собой не ассоциируют. Обычно, бывает, что в материале отождествления впечатления эмоциональные сплавляются, влияют друг на друга. Женский роман, а мне нравится!  Вот, где патриархат описан в самом жестком, нелепом виде! Пять дочерей, которых мать стремится выдать замуж, будут лишены наследства по закону и по завещанию, если не выйдут замуж, не родят наследника мужского пола. А еще патриархат виден в предпоследней серии, когда одна дурочка из пяти сестер обманута была нечестным джентльменом,  вошла с ним в незаконную связь. Это пятно на всей семье. В этом случае, ни одну из дочек замуж никто не возьмет. 
Но я возвращаюсь к "Анне". Запомнился кусок в пятой, кажется, части, где описана жизнь Анны и Вронского в Италии. Как Анна, по образному выражению автора, оттолкнула тонущего Каренина А.А.  Цитата:
Анна в этот первый период своего освобождения и быстрого выздоровления чувствовала себя непростительно счастливою и полною радости жизни. Воспоминание несчастия мужа не отравляло ее счастия. Воспоминание это, с одной стороны, было слишком ужасно, чтобы думать о нем. С другой стороны, несчастие ее мужа дало ей слишком большое счастие, чтобы раскаиваться. Воспоминание обо всем, что случилось с нею после болезни: примирение с мужем, разрыв, известие о ране Вронского, его появление, приготовление к разводу, отъезд из дома мужа, прощанье с сыном -- все это казалось ей горячечным сном, от которого она проснулась одна с Вронским за границей. Воспоминание о зле, причиненном мужу, возбуждало в ней чувство, похожее на отвращение и подобное тому, какое испытывал бы тонувший человек, оторвавший от себя вцепившегося в него человека. Человек этот утонул. Разумеется, это было дурно, но это было единственное спасенье, и лучше не вспоминать об этих страшных подробностях.
Хорошенькое дельце - дескать, Каренин утонул, туда ему и дорога! Особого внимания заслуживает то место в романе, где описаны пробы Вронского в живописи - он написал недурственный портрет Анны.  Потом появляется профессиональный художник Михайлов, который тоже написал портрет Анны. Этот портрет несомненно подтвердил необычайную женскую красоту Анны. Но после это Вронский оставил свои опыты - портрет Михайлова был на голову выше, чем его работа. В романе есть место, где Толстой описывает живописное искусство и его странные особенности.  А так же отвращение, которое имел талантливый и профессиональный художник к дилетантскому творчеству Вронского.  В описании Толстого звучит,  как приговор всем нам, дилетантам. Цитата:
 Михайлов между тем, несмотря на то, что портрет Анны очень увлек его, был еще более рад, чем они, когда сеансы кончились и ему не надо было больше слушать толки Голенищева об искусстве и можно забыть про живопись Вронского. Он знал, что нельзя запретить Вронскому баловать живописью; он знал, что он и все дилетанты имели полное право писать, что им угодно, но ему было неприятно. Нельзя запретить человеку сделать себе большую куклу из воска и целовать ее. Но если б этот человек с куклой пришел и сел пред влюбленным и принялся бы ласкать свою куклу, как влюбленный ласкает ту, которую он любит, то влюбленному было бы неприятно. Такое же неприятное чувство испытывал Михайлов при виде живописи Вронского; ему было и смешно, и досадно, и жалко, и оскорбительно.
Вот так и мы все, дилетанты, которые пробуем что-то наваять, накреатить, натворить - имеем только восковую куклу, а не настоящую Музу.
08 октября 2013 года, вторник.  Продолжаю слушать "Анну Каренину". Сильное впечатление оказало на меня описание смерти брата Левина - Николая. Того, кто представлен автором, как коммунист. Глава так и озаглавлена Л.Н. Толстым - "Смерть". Хотя другие главы названия не имеют. Сразу же вспоминаются знаменитые 4 события из жизни Будды: молодой царевич Гаутама Сиддхартха встречает старика, потом больного, потом мертвеца, потом Ушедшего (аскета-монаха, покинувшего мир для поисков истины). Вспоминается, что Л.Н. Толстой много знал о буддизме. А смерть Николая описана просто и в деталях, что иногда вызывает оторопь - зачем такой реализм во встрече смерти, который присущ буддистам? И причем описано, как молодожены Константин Левин и Катя находятся у одра умирающего до самого конца, тем самым,  облегчая уход из жизни. Автор описал, как профессионально совсем еще молоденькая аристократка Кити Щербацкая умеет выносить утку, менять простыни и обмывать пролежни. И как Николай, страдая от тяжелого процесса умирания, эгоистично заставляет страдать всех окружающих. Константин Левин с удивлением обнаружил, что у его молодой жены больше умения помогать больному, чем у него самого. Действительно, женщина в сравнении с мужчиной,  более сострадательна и профессиональна в уходе за больным. Правда, бывают исключения.
Потом запомнились  описанные так же в деталях  страдания Каренина, когда он после своего катарсиса, получает настоящий удар. Вронский и Анна уезжают за границу, а он остается один на растерзание толпы. Автор романа очень правильно описал, как поступает общество с раненным своим раненым членом. Как псы, почувствовав, что одна из собак ранена и скулит от боли, набрасываются на бедняку и разрывают ее в клочья. Каренин понял, что лучше прятать свои раны от светского общества. Одна из сердобольных аристократок все-таки берется помочь ему в беде.
Обращает на себя внимание свидание Анны и сына Сережи. Анна тайком врывается через охранителей в детскую, где происходит душераздирающая сцена. Мать видит сына, обнимает его, не может  надышаться им. Так же и сын ее, которого, видимо, по суду оставили Каренину. Сын не верит в смерть мамы - об этом ему рассказывала помощница Каренина. Видно сразу, что для ребенка все-таки важнее мама, чем отец. Все сразу понимают этот момент - с мамой-то лучше!
Наконец, описана сцена в театре, когда Анна так же получает удар от общества. Рикошетом этот удар ощутил и Вронский. Автор так описал всю эту сцену, как будто Анна сама стремилась получить от светского общества сильный удар. Общество не замедлило с ударом.
И такое происходит во всех обществах во все времена.
Как-то так смог устроить Лев Николаевич, что сострадание стучится в сердце читателю и к Анне и к Вронскому даже. Но более всего, сочувствие вызывает Каренин, у которого произошла полная катастрофа  в жизни. Даже и карьера его закончилась, которой он отдал всего себя.
В гендерных войнах, бушующих в наши дни во всем мире, победителей не будет. Но против этих войн, одного из видов современного безумия,  восстал Л.Н. Толстой. Понятно, почему за ним ходили толпы, в свое время - как за Иисусом в библейские времена.
15 октября 2013 года, вторник.  Несколько запомнившихся мест из романа, которые описывают бытовые подробности. Например, когда старший брат Левина и Варенька ходили в лес по грибы. Катя, молодая жена Левина, очень хотела свести брата Левина и Вареньку. И они, которых хотела свести Катя, тоже хотели бы сойтись. Но минута была упущена, разговор не смог преодолеть порога обсуждений грибной охоты. А потом стало понятно, что Варенька не дождется предложения. Потом обратил на себя внимание большой кусок романа, посвященный охоте. к Левину приезжает Облонский и еще какой-то хлыщ, но очень наивный и бесхитростный, как телок. И вот они едут на охоту. Причем Облонский из них троих лучший охотник. Левину мешает этот простоватый аристократ, восторженный, но очень глупый, кажется, его зовут ласкательно - Васенька. Левин - заядлый, азартный охотник, а ему мешает этот великовозрастный ребенок.  Думается, автор тоже был такой, как Левин - охотник с большой буквы, а значит, хороший человек, как выражался в таких случаях Иван Тургенев. Но вот у них на охоте завязывается разговор о несправедливом устройстве общества, когда кучка богатых аристократов эксплуатируют народ.  Облонский, как убежденный либерал в таких беседах всегда подначивал Левина. Дескать, что же ты не раздашь свои богатства и не пойдешь за Иисусом, как описано в Библии. И тогда и всегда это казалось неразрешимой задачей - установить справедливое распределение богатства. А ведь есть очень простой способ. Он испытан в СССР, опробован и вполне еще может быть использован. Как только вернется справедливое общество, как в СССР, так сразу страна резко наберет темпы развития.  В Афинах, в древние времена,  была похожая история, помнится. К нам снова вернется главная идея - строительство коммунизма во всем мире. Между прочим, Л.Н. Толстой словами Левина о брате Николае так же пришел к этому же выводу. Николай, вспомним, был коммунистом. Левин считал его чище и выше других людей, несмотря на то, что у Николая был скверный характер и множество дурного.
 (продолжение следует)
18.11.2013.
Хотел скопировать сюда портрет Л. Н. Толстого, когда он был совсем молодым. Не тут-то было! Создателями технологии заблокирована такая возможность. При попытке что-либо скопировать с помощью кнопок текстового редактора выдается черного цвета квадрат (не Малевич), через который нужно вводить пароль аккаунта и логин. Очень напоминает способ кражи пароля где-нибудь на Яндексе или в других поисковиках. Может, я попал в черные скифские списки, наподобие списка Магнитского? Поэтому в блоге мне  нельзя располагать  изображения (вдруг  опять Ленин или Сталин?). Тем более, что у меня - коммунистические наклонности, любовь к СССР и недостойный крен к философии. 
 Ладно-ладно. Мы не ропщем.



18 ноября 2013 года, понедельник, 13-20. Уже более месяца ничего не писал о своих впечатлениях о романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Конечно, я продолжаю слушать по небольшим кусочкам аудиокнигу по этому роману, часто заглядываю в текст. Потом возвращаюсь к уже пройденному месту еще раз слушаю и читаю. Поэтому процесс записи своих впечатлений о романе затягивается. Ну и что? Спешить некуда. Кто знает жизнь, тот не спешит. Вот выдалась свободная минутка, как любит говорить товарищ Сухов из "Белого солнца пустыни". Можно и записать впечатления.
     Бросается в глаза тот факт, что при родах Анны, ее подсадили на наркотик. Очень сильный наркотик, морфин. Причем в конце романа сам автор упоминает уже не морфин, а ОПИУМ.  Не известно, был ли знаком Лев Николаевич с разрушительным процессом наркомании, тем более, с опиумной зависимостью. Но описание скандалов, которые закатывала Анна Вронскому, ее необычная нервная возбудимость, прогрессирующая истерия - все говорит за то, что бедная женщина сильно подсела на наркотическую зависимость. Даже в одном месте описана типичная для наркоманов суицидальная наклонность, когда Анна подумала, что если принять весь наркотик из пузырька можно тихо умереть, без муки.
Описано земство, участие в выборах дворянского сословия. Довольно интересно читать, сравнивая с тем, что происходит сейчас. Левин руководился на выборах Облонским, ничего не понял, и кажется, в последний момент перепутал шары. Описан клуб, которые посещали мужчины данного сословия. Водка, вино и вредная для желудка еда,  карты, пустые разговоры,  снова водка и вино. А потом Облонский свозил Левина к сестре своей Анне. Левин увлекся Анной, даже еще не видя ее. Увидел портрет и влюбился. Этот портрет автор мог сделать запросто главной фигурой романа. После портрета и сама Анна очаровала Левина.  И заметьте,  очень была довольна результатом. Ни один мужчина не должен пройти мимо прекрасной колдуньи. Левин потом начал рассказывать жене Кити о визите к Анне. Так чуткая женушка сразу поняла все! Анна уже много сделала для того, чтобы Катерина возненавидела эту очаровательную колдунью. Сюда можно отнести и Вронского, который был уведен Анной. Как цыганкой украден бриллиант! Как темной ночью  уведен прямо из стойла горячий, баснословно дорогой,  арабских кровей скакун, так был   похищен у невесты жених! О, эта Анна! Она подбирается и к Левину!
Последние конфликты Анны и Алексея Вронского узнаваемы и предсказуемы. Но в случае Анны они явно какие-то гипертрофированные, выдуманные. Так автор и пишет, что, дескать, Анна сама выдумывала о Вронском гадости и потом ненавидела его за ею же произведенные фантазии. Телеграммы, записки через нарочного, ожидание конца отношений, подталкивание к этому концу. Вронскому сочувствуешь, Анну понимаешь и жалеешь ее.
Последний час приближается. Между прочим, известно, что такие истеричные характеры (характер №2 по классификации Клаудио Наранхо), как у Анны не доводят дело до суицида. Играется роль самоубийцы - для мщения или других целей, - но непосредственно суицида нет. А здесь автор романа описал тяжелейший способ покончить с собой. Конечно, эта сумасшедшая решимость -  от наркотической зависимости. Не будь его, этого продолжительного действия сильнейшего наркотического препарата, Анна не смогла бы броситься под поезд.
    И вот развязка. Можно не продолжать роман. Но он продолжается!
(продолжение следует)
26. 11. 2013 года, вторник.  Вот и дослушал я аудиокнигу по роману Л. Н. Толстого " Анна Каренина".
Больше всего бросается в глаза, как автор романа старается описать Левинские поиски истины, духовные поиски.  Это очень похоже на поиски Будды. Помните? Сначала царевич Гаутама Сиддхартха увидел больного, потом старика, потом мертвеца... У Толстого Л.Н. описаны похожие поиски. Все началось со смерти брата Николая. И вот Левин пытается нащупать смысл жизни.  Не получается! 22 часа длились роды его жены Кити. В эти тяжелые  часы для Константина Левина, неверующего, как сам себя называл Левин, ищущий начал молиться просто так, не включая ум. Это дало неожиданный результат, как будто Левин нащупал узкую тропинку, которая упоминается в Евангелии.  Дальше - больше. Он слушает своего товарища Катавосова, брата Сергея Ивановича, их рассуждения о философии, православии, славянофильстве. Читает много из философии, Шопенгауэра, например.  Упоминаются в романе Вагнер, Шекспир, в целом, искусство. Все полезно для ищущего, все идет в дело. Но сам-то Левин находит нужное для него в самом себе, отбрасывая ненужное. Наконец, поиски приводят его к новому видению - результат первого шага Благородного Восьмеричного Пути. Дальше - больше. Эмоциональная жизнь Левина меняется - прямо по шагам буддистского пути развития. Меняется ум. Приходит невесть откуда взявшийся покой и настоящая непреходящая радость. То есть выбран правильный путь.
Описывается спор о "помощи братьям славянам". Вронский, другие добровольцы едут в Сербию, воевать с турками. Левин не согласен с таким простым решением вопроса. Говорится о том, что только правительства могут решать - идти на войну или нет. Что происходит сейчас? Начиная с новейшей Балканской войны,  добровольцы, наемники едут и едут на войну, лишь бы деньги платили. Я сам был знаком с двумя такими наемниками, которые отправились в Сербию на войну в 90 годах. Хорошие ребята, съездили, заработали денег...
 А сейчас? Кто воюет в Сирии? Кто готовит солдат удачи?
 Левин, а значит, сам Лев Николаевич Толстой, который воевал, являлся  боевым офицером,  не согласен с такими делами.
Обращает на себя внимание, что Левин решает, что спорить бесполезно. "Мы ни с кем, и ни с чем не спорим" - такое правило работает с успехом в духовных программах 12 шагов.
А потом описывается дуб. Дуб, у которого во время грозы разрушается и падает верхушка ("макуша", как пишет автор). Как в "Войне и мире" , отрывок о дубе, который учили наизусть все на уроках литературы в СССР. " На краю дороги стоял дуб". Конечно, это не спроста! Для Л.Н. Толстого дуб - важнейшая метафора, символ веры.
В самом уже конце романа Левин вдруг осознает, что ему дано какое-то высшее сознание, которое не поддается описанию словами. Буддисты сказали бы, что Левин достиг правильного совершенного осознания (7 шаг пути). Все восемь ступеней Благородного Восьмеричного Пути действуют на ищущего одновременно. При этом религиозная принадлежность не мешает. Левин был православным, молитвы его, конечно, тоже православные. И для настоящего духовного развития все идет в дело, все полезно.
Роман написан Л. Н. Толстым  в 4 года -  с 1873 по 1877 годы.
Планирую слушать, читать и изучать следующее произведение Л.Н. Толстого "Война и мир".

Комментариев нет: