Powered By Blogger

ЛИТЕРАТУРА. Л.Н. Толстой "Воскресение"

Решил открыть новую страницу, о литературе.
Вчера по каналу "Культура" посмотрел сразу две серии нашего советского фильма по роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Режиссер - Михаил Швейцер. А в главных ролях - наши прекрасные советские актеры - Тамара Семина и Евгений Матвеев. Перед фильмом был еще интересный рассказ о создании фильма и его непростой судьбе.
А я в одно время изучал "Воскресение" (это было уже в далеком 2009 году) так сказать, по-новой. Помню изучение этого Толстовского произведения в школе. А четыре года назад я начал изучать роман по аудиокниге,  и одновременно перечитывая странницы своей старой потрепанной книги для школьников,  с зеленой обложкой. Это "перечитывание классики", которое настоятельно советуют некоторые авторитеты на канале "Культура",  меня вдохновило на другие подвиги. Появились такие необычные мысли о романе "Воскресение", что я начал их записывать в своем блоге в ЖЖ.  Вот, что я писал. Цитата.
 Л.Н. Толстой "Воскресенье"

14 дек, 2009 в 16:52

Первые впечатления от аудиокниги, которую слушаю. Уже половину одолел.
Я все лучше и лучше отношусь к Льву Николаевичу. Иной раз меня переполняет что-то похожее на сильную эмоцию откровения. Вот, буду записывать свои впечатления.
1. В главе №40 описано полное неприятие всей ритуальной части богослужения в РПЦ. Видна в этом особенная честность. Отлучили за такие вот описания.
2. Описана жизнь скучающего аристократа Нехлюдова, жизнь двух миров в дореволюционной России. И вдруг, бац! С Нехлюдовым происходит ПИК-ПЕРЕЖИВАНИЕ - если по Маслоу. Или начавшееся пробуждение, или результат правильно сделанного 4 шага, как сказали бы двенадцатишажечники. 
3. Описана правосудная машина в империи. Такое впечатление, что за более, чем 100 лет ничего не изменилось.
4. Описаны острожные дела. Со знанием дела описаны. Только что Медведев занялся чем-то похожим, на то, что делал Нехлюдов.
5. Описаны дела земельные. Почему нынешние власти не хотят внять Льву Николаевичу и Генри Джонсу?
6. Дела коррупционные описаны. Ничего не меняется. Как было, так и осталось. 
Это только начало моих впечатлений. Их много. Прав Ленин. Толстой - это зеркало Русской Революции.
Вот цитата.
«Лев Толстой как зеркало русской революции» и другие работы В.И. Ленина о Л.Н. Толстом

1. Лев Толстой как зеркало русской революции
Пролетарий, 1908, 11(24) сентября, № 35

Сопоставление имени великого художника с революцией, которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция - явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними ходом событий. И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях.

Легальная русская пресса, переполненная статьями, письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое есть грубое лицемерие продажных писак, которым вчера было ведено травить Л. Толстого, а сегодня - отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. Что писакам этого рода заплачено за их писания, это всем известно, и никого обмануть они не в состоянии. Гораздо более утонченно и потому гораздо более вредно и опасно лицемерие либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из "Речи" * - сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о "великом богоискателе" - одна сплошная фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции, он старается громом и треском фраз заглушить потребность прямого и ясного ответа на вопрос: чем вызываются кричащие противоречия "толстовщины", какие недостатки и слабости нашей революции они выражают?

* "Речь" - ежедневная газета, центральный орган партии кадетов; выходила в Петербурге с 23 февраля (8 марта) 1906 года под фактической редакцией П.Н. Милюкова и И.В. Гессена, при ближайшем участии М.М. Винавера, П.Д. Долгорукова, П.Б. Струве и других. Газета была закрыта Военно-революционным комитетом при Петроградском Совете 26 октября (8 ноября) 1917 года. Впоследствии (до августа 1918 года) выходила под разными названиями: "Наша Речь", "Свободная Речь", "Век", "Новая Речь", "Наш Век".

Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого - действительно кричащие.

С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе.

co_let (95.25.73.155) 
14 дек, 2009 13:55 (UTC)
Женский алкоголизм
В лице Кати Масловой описан женский алкоголизм и зависимость от курения и проституции. Описаны публичные дома, их атмосфера, отношение общества к этой теме. И отношения описаны между аристократом и бедной девушкой-приживалкой.
Ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии | Редактировать | Удалить | Скрыть | Заморозить | Отслеживать Выбрать: 
 co_let (95.25.0.62) 
28 дек, 2009 13:50 (UTC)
Re: Женский алкоголизм
Странное окончание с этой Катей Масловой. Лев Николаевич, как будто забывает о ее алкоголизме к концу книги. Не очень-то похоже на него. Кому, кому,а ему-то известно по родному брату, что алкоголизм просто не уходит сам по себе.Эта болезнь для женщины становится краеугольным камнем всей ее оставшейся жизни. По сути чаще алкоголизм убивает. Думаю, что Катя - обречена в ссылке. И даже по получению свободы - все равно обречена. И Симпсон, который женится на ней не поможет.
Ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Редактировать | Удалить | Скрыть | Заморозить | Отслеживать Выбрать: 
 co_let (95.25.181.132) 
18 дек, 2009 13:13 (UTC)
Нужна ли вообще такая пенетрационная система?
Нехлюдов в разговоре со своим зятем прямо говорит, что такая система наказаний не только не выполняет своих функций и целей, а делает что-то прямо противоположное. Человек, попав в эту систему, уже обречен на полную свою испорченность. Нехлюдов (а Толстой, видимо, говорит о своем мнении словами Нехлюдова), считает, что система выполняет хорошо только одну функцию - защиту сословной разделенности, увековечивает неравенство. А нужно, дальше говорит он, оставить два наказания - физическое (плети, например) и смертную казнь. 
Каково? Что происходит сегодня? Добившись статуса неприкосновенности номенклатура идет проторенным путем Российского самодержавия во всем, даже в воссоздании пенетрационной системы империи дореволюционной.
Ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии | Редактировать | Удалить | Скрыть | Заморозить | Отслеживать Выбрать: 
 co_let (95.25.73.115) 
19 дек, 2009 20:45 (UTC)
По этапу
Итак, Катя Маслова идет по этапу в ссылку, в каторгу, в Сибирь. И Нехлюдов идет вместе с ней. Чуть более 600 мужчин в партии арестантов и всего 64 женщины. В десять раз меньше! Уверен, что сегодня эти цифры примерно равны. Таковы плоды эмансипации. За партией едут подводы с вещевыми мешками арестантов, на них сидят больные, дети и женщины. Кстати, в ссылку за своими мужьями идут всей семьей - и жена, и дети. Вот и укрепление семьи и, мать ея, частной собственности. Делаю вывод: надо снова вводить каторжные работы, ссылку, как наказание. Вот вам и освоение Сибири и ресурсы для этого.
Ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии | Редактировать | Удалить | Скрыть | Заморозить | Отслеживать Выбрать: 
 co_let (95.25.0.62) 
28 дек, 2009 13:45 (UTC)
Толстой и Царство Небесное


Решил скопировать сюда, для кучности, свой же пост.


Итак, дослушал я аудиокнигу "Воскресенье" Льва Толстого. Понравилось. Правда, БИБЛИОФОНИКА, которая записала аудиокнигу в исполнении Трифилова, дала маху! 14 главы на втором диске нету. Забыли записать. Но все равно, слушать книги - это так же хорошо, как и читать. 
Странное впечатление вынес от совпадения. Лев Толстой, царь Александр, Дмитрий Медведев - все они озаботились системой наказания в России. Все хотели смягчения этого самого наказания. Толстой словами Нехлюдова вообще высказался за отмену тюрем, этапов, каторги и прочих прелестей. Кстати, президент тоже за подобные меры. Но ведь Толстой словами того же Нехлюдова был "за" смертную казнь. И даже - за физические наказания (плетями). Но это - Бог с ними, с небожителями. Им - виднее.
А вот описание политических ссылных у Льва Толстого не оставляет сомнения. Таких героических людей в современной России просто нет. Ну, физически их нет, даже следов. Можно сделать вывод - революций ждать не приходится. Ну, Нехлюдов получился "халифом на час". С удовольствием вернулся в свою среду. Начал листать в конце книги Евангелия. Нашел там Нагорную Проповедь, другие притчи. И осенило его. Нельзя судить человека. Потому что судья - такой же человек, погрязший в грехе. То есть - непротивление злу насилием. Лично я почувствовал дуновение - призыв к Анархии, запахло князем Кропоткиным. Как бы и я хотел увидеть что-то подобное Царству Небесному на земле в России! Может, это возможно где-то в Европах. Но не у нас. И смягчение наказания приведет к шквалу преступности. Затем нужны будут строжайшие меры для подавления. Все повторится снова.
Любопытно, что Лев Николаевич, низкий поклон ему, - делает одну из самых распространенных ошибок. "Подставь свою щеку", "до семидежды семь раз прощать" - это ведь сказано Христом для внутреннего круга. А для внешнего - не так. Я еще раз убедился, что семь разных смыслов для семи уровней развития людей - имеются в Библии.
Так что идея, которая обсуждалась в одной из передач Виталия Третьякова на канале Культура по поводу политической доктрины "Непротивление зла насилием" для России - не пойдет! Просто не осуществима в ближайшие сто лет. В Индии - пошло. Там в менталитете еще присутствует эхо Закона Ману. А у нас - нет, не пойдет. И причина известна. В той передаче обсуждались две линии, которые присутствуют во все времена - линия Цивилизации и линия Варварства. Философские ученые люди очень правильно считают это важным элементом развития. Для России сейчас линия Варварства опережает линию Цивилизации. Надо дождаться пересечения этих линий. Тогда - да. Возможно через духовно подготовленных зрелых людей и соответствующие институты вернуться к родному наследию Льва Николаевича Толстого. Толстовство еще будет востребовано.
Tags: Культура

Это было написано мною давно, четыре года назад. Но вчерашний показ фильма М. Швейцера снова задел за живое. В фильме показан пресловутый институт присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве. Вспомнился фильм "12 разгневанных мужчин", от Фонды, и от Михалкова. Подумалось, что первоисточник этих двух фильмов - это все-таки романа Л.Н. Толстого "Воскресение". Нехлюдов так испугался скандала, если Маслова его узнает, что подвел уже второй раз свою первую любовь. Теперь уже под каторгу. И всего-то надо было внимательно ему и другим присяжным заседателям перед вердиктом прочитать две статьи  из уголовного и уголовно-процессуального кодекса, действующих на то время в Российской Империи. Но это не было  сделано и Катюша пошла по этапу в Сибирь. С нею в одной камере сидела одна бывалая уголовница, роль которой в фильме сыграла классно актриса Телегина. Так это бывалая заключенная и сказала: "И в Сибири люди живут". Как Семен, по прозвищу Толковый из рассказа А.П. Чехова "В ссылке".  Утешала Катюшу, которая сильно расстраивалась. Между прочим, и сама Катя, и другие понимали, что все-таки Катя жила неправильно, совершила преступление, за которое все равно надо нести ответ - не перед судом присяжных, так перед Небом. Порошок-то она все-таки всыпала купцу в коньяк-то! Мало ли что сказал ей придурок коридорный и баба-подельница! Ясно, что этой парочке верить нельзя ни в чем. Маслова, хоть и была уже в продвинутой стадии алкоголизма, но соображала неплохо. И этих негодяев видела не раз в их преступной деятельности. Кстати, она и не могла опьянеть - такова ее стадия алкоголизма была - очень высокая толерантность к алкоголю. На такой стадиии алкоголик не пьянеет даже от громадных доз алкоголя.


Комментариев нет: