Powered By Blogger

четверг, 5 мая 2016 г.

Вчера были на премьере оперы "Маддалена" С. Прокофьева


На картинке, так называемая, роковая женщина - символ Большой Беды; картинка выбрана произвольно с помощью компьютерной программы. Все совпадения случайны.

Да. Вчера, 4 мая 2016 года, ровно в 17 часов по Московскому времени мы были в театре "Новая опера", на премьере одноактной оперы С. Прокофьева. Стоимость билета - 600 рублей. Наши места были на последнем ряду, №19, пространство для ног было слишком мало, чтобы сидеть взрослому человеку. Рядом были приставные стулья. На них и то удобнее было сидеть - хоть ноги не затекали. Опера была одноактная, все действие заняло час времени, кажется. Но усидеть было трудно.  Зал был полон. В основном, как и на других оперных спектаклях, публика была представлена пожилыми и очень пожилыми дамами. Мужчин было совсем мало - и пожилых мало, и молодых мало, и среднего возраста тоже мало. Произвольная выборка на вскидку дала такие результаты: на 66 женщин всего 6 мужчин.
Сам спектакль был необычным, с изюминкой. И то, что пришли в большинстве своем женщины, хоть и пожилые, - симптоматично. Хотя этот вывод, конечно,  грешит против истины - ведь на оперу всегда приходит в основной своей массе женская аудитория. Просто тема данной оперы привлекательна именно для женщин. В центре либретто, которое непонятно кем было написано, стоит прекрасная колдунья,  роковая женщина, женщина ВАМП, Фурия, сверх сексапильная женщина! Всем женщинам без исключения в их жизнях всегда хочется стать именно такой обольстительной Женщиной с большой буквы, ну,  хотя бы на полчасика. По отзывам опера понравилась именно женщинам. Мне лично опера не понравилась совсем. По-моему, провальный спектакль. Но ведь это мое личное  мужское мнение. Причем я полный дилетант в оперном искусстве и в других искусствах.
Я честно собрал в Интернете информацию об опере С. Прокофьева " Маддалена" перед спектаклем. Начал, конечно, с сайта  театра"Новая опера". http://www.novayaopera.ru/?repertoire=maddalena#_
Там изложено мнение режиссера спектакля, цитата:  Интрига закручена вокруг женской натуры, которая не может быть познана мужчинами до конца, она неуловима. Два героя познают ее каждый по-свое­му: художник  через форму, воспроизводя ее в карандашных набросках, портретах маслом, скульптуре из камня, из бронзы… Второй (в оригинале  алхимик) приближен к современности: он исследователь человеческих душ, психолог. Он идет через ее глубины, ее бессознательное и сексуальное начала. Когда судьба сталкивает их всех в одном пространстве, они пытаются как бы с двух сторон собрать воедино этот образ: ты же такая,  нет, ты вот такая! И гибнут от этого. А женщина остается свободной.

Звучит интересно. На странице театра описана история оперы. Резанула странная фраза о том, что впервые опера прозвучала на радиостанции BBC в 1979 году. Это что же, на вражеском голосе звучала опера, что ли? А зачем именно на вражеском-то голосе?
В фойе театра можно было получить бесплатно маленькую газетку " Вешалка". Приводится в ней мнение режиссера  спектакля с сайта - см. выше, выделено красным. А еще неожиданно в газетке написано, что первоисточник Маддалены" - пьеса Оскара Уайльда "Флорентийская трагедия". В интернете можно найти и пьесу, и фильм, поставленный по пьесе. Однако, на сайте театре приводится цитата из "Автобиографии " С.С. Прокофьева.
Цитата: О создании оперы Сергей Прокофьев упоминает в своей «Автобиографии»: «Летом 1911 года я написал одноактную оперу «Маддалена» по одноименной пьесе барона Ливена… Барон Ливен оказался молодою светской дамой, более приятной в общении, чем талантливой в драматургии. Однако в «Маддалене», действие которой происходит в Венеции в XV веке, оказалось наличие конфликта, любви, измены, убийства…»
 Погуглив этого самого барон Ливена, ничего найти не удалось, кроме самого настоящего барона с усами.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD,_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
 Ясно, что под именем барона Ливена светская дама прятаться не могла.   Но ясно так же из приведенной цитаты, что в опере должна присутствовать какая-то необычная роковая женщина. 
Мы жаждали ее найти в спектакле, но так и не нашли. 
Сам спектакль наполнен непонятными вещами и декорациями. Например, непонятна сцена с лесбийским поцелуем (2 раза!)  главной героини. Если такой поцелуй должен был показать зрителю особенную изощренность главной героини, то воплощение этой идеи просто не выдерживает никакой критики. Десять дам, одетых во все черное кружили по сцене. У всех в руках были куски прозрачного пластика, которые должны были символизировать, видимо,  зеркало (стандартный литературный прием). У одной из них в руках был бюджетный планшет с контрастной схемой (?). Была гипсовая голова, которую главная героиня резала тесаком вдоль и поперек (?). Был маяк с проблесковым маячком, который в какой-то момент накренился подобно пизанской башне. Была крыша, которая улетала вверх. Были стены, которые тоже взлетали. Черные дамы били в окна сильными руками и окна выпадали из стен. Были двое мужчин, которые явно изображали поклонников роковой женщины, но как-то вяло изображали. В конце один из них порезался нечаянно тесаком, котором орудовала главная героиня сценой ранее. Другой мужчина с длинными волосами тоже видимо умер, но не понятно, с каким диагнозом. Перед спектаклем на сцена возлежала гипсовая баба с обнаженным торсом. В фойе театра присутствовали еще какие-то гипсовые фигуры с отрезанными конечностями и вырезанными филейными частями (?).
Был речитатив, который на слух не улавливался. У композитора, кажется, должен был быть мужской хор, но в спектакле его не обнаруживалось. Музыка не понравилась совсем. Недавно по телику на "Культуре" был концерт, посвященный Прокофьеву. Там была Музыка. А в опере - какие-то обрывки. Может, со мной не согласятся профессионалы, но такая музыка никуда не годится. Так и хочется сказать, дескать, правильно композитор "потерял" эту оперу. Она не получилась, и надо было ее потерять.
 Это как с красным, черным и прочими квадратами художника Малевича. Художник пошутил, а искусствоведы- профессионалы не поняли юмора и до сих пор восхищаются шедевром. 
В тот вечер в театре "Новая опера"  была еще одна премьера. Но мы на нее не пошли. Устали от шедевров.

Комментариев нет: