Powered By Blogger

вторник, 27 марта 2012 г.

Неизвестная (незнакомка)



 
  На полотне русского художника Ивана Крамского (1883 г.) изображена женщина, проезжающая в открытом экипаже по заснеженному городу. Взгляд, как вычурно выражаются искусствоведы, "царственный, таинственный и немного грустный" (http://ru.wikipedia.org ). Кто она, эта прекрасная незнакомка? Кто явился прототипом? Это осталось загадкой. По одной из версий, прототипом является простая крестьянка Матрёна Саввишна. Почему-то в народе эту картину называют "Незнакомка". (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%29 )

Каждый рабочий день, после Новогодних запойных каникул я встречаю возле выхода из метро неизвестную женщину. На вид ей можно дать лет 50 с небольшим.  Я хожу к метро по одному важному делу, всегда в один и тот же час, вечером; мне приходится ждать моего дела минут 20-30. И всегда, на подходе к станции  метро,  я ловлю глазами именно ее.   Она стоит всегда на одном и том же месте, у приступка, на пятой лестнице сверху,  на самом выходе из метро на улицу. Перед нею, на лестничном приступке подземного перехода, который служит ей импровизированным столом, стоят две жестяные  банки с водкой. Кажется, в народе такая водка называется "Отвертка" или что-то в этом роде. Одета неизвестная скромнее незнакомки на картине Крамского, без изысков: черная вьетнамская  заношенная куртка, синие турецкие джинсы, с грязными разводами внизу,  у стоптанных неопределенного цвета  сапог. Нечего и говорить, что своего экипажа у моей незнакомки не имеется. Она ездит, как весь честной народ наш, в метро. Всегда незнакомка занята одним и тем же делом. Она курит сигарету за сигаретой и глотает водку крупными глотками. Обычно, дешевая водка горлом отвергается, не лезет крупным глотком. Но у нее получается делать крупные глотки, предварительно пустив струю табачного дыма внутрь банки (для пущего кайфа). Она пьет сначала первую банку, потом в задумчивости, машинально открывает вторую банку и выпивает и ее.  При этом она выкуривает, сигареты 3-4. Я стараюсь не попадаться ей на глаза, стою в отдалении, но так, чтобы видеть ее горькую вечернюю трапезу в деталях. Между прочим, у нее интеллигентный вид, лицо не спитое, как у обычных  бомжих, очки от близорукости (минус два, два с половиной),  с черными веревочками на дужках; эти веревочки делают ее похожей на Чеховских дам из 19 века.Недавно я услышал, как наших женщин оценивают  либероиды из "креативного" класса. Это звучит примерно так: "тетки с фиолетовым хайром". Но о НЕЗНАКОМКЕ так не скажешь, даже в "бессильной либероидной злобе". Она - не такая, и все тут.
Выпив свою водку без всякой закуски или запивки, она идет мне навстречу. Смотрит рассеянно, явно думая о своей беде. Глаза ее смотрят внутрь. У нее в семье случилась какая-то беда, это ощущается интуитивно. Может, муж ушел к другой. Или сын-наркоман продал последнюю ее кофточку из шкафа. Ясно, что она - мужественная женщина, не потеряла работу и держится, так сказать, на плаву. Но она попалась на ужасную зависимость от алкоголя. Это есть медленное самоубийство.  Сначала я думал, что ей  конец! Женский алкоголизм в ее годы - беспощаден и неумолим. Но присмотревшись, я изменил свое мнение. Скорее всего, она выкарабкается. Если правильно обратится к Богу в молитве. Правильно, -  это в трезвости, с ясной головой. Бог любит алкоголиков и детей. Возможно, ей улыбнется еще счастье.

Комментариев нет: