Powered By Blogger

понедельник, 11 апреля 2011 г.

Сквозь аномалию (продолжение 3)

Да, в Мелихово нас ждал неожиданный сюрприз. В аномальную погоду, в снежную мокрую пургу, когда под ногами и над головами были хляби небесные в виде слякоти из снега и воды, Чеховское поместье воспринималось грустным недоразумением. По сути оно и было таким. Нашей группе досталась молодая, в очках, начитанная и очень болтливая местная эксурсоводша. При этом наша автобусная экскурсоводша предусмотрительно скрылась в автобусе. А мы, бедные, еще не познавшие  непрестанно болтавшую  молодуху, наивно пошли за ней по множеству низких, деревянных строений, которые почему-то назывались поместьем. Какое там поместье! Ужасная теснота, бедность всего, что нам показала болтливая молодуха обескураживала. В оправдание самого Антона Павловича можно было привести только два аргумента.   Мелихо, стоившее 13 тыс. руб (бешеные деньги по тем временам), покупалось не им, а его отцом и еще какими-то родственниками. Купили не глядя, все эти сараюшки кишели клопами и тараканами. Купили из-за земли, которая давала много капусты (это плюс) и леса, которым торговали (это тоже плюс), но как успешно, сказать трудно.
На стене в комнате у Марии Павловны висел портрет совсем молодого брата Антона. Выражение обиды и горечи на лице. Такое могла увидеть только родная сестра. Комнаты тесные, темные. Даже здоровый мог заболеть там в полчаса. Лично я сразу почувствовал себя плохо.  Бедный Антон Павлович! Хорошо еще, он жил там сравнительно не долго, всего 7 лет. И хорошо еще удалось продать Мелихово. Вроде бы с выгодой. И Антон Павлович еще лечил окрестных крестьян! Между прочим, над флигелем развивался красный флаг. Это означало, что он - дома, и что может принять больного. Лечил от холеры. Многих вылечил. В амбулатории - кружка Эсмарха, клизма (не очень большого объема). Ночью он кашлял, не мог уснуть в такой сырости, делал себе лекарство, спал полусидя.
Но для меня был и приятный сюрприз!  Я убедился сам, что он читал и Гоголя (тома зачитаны - это видно), и Достоевского, и, что особенно приятно, сочинения Лескова Н.В. И тоже корешки потрепаны. Часто Лесков брался с полки. Портрет Толстого Л.Н. на стене.
Да! Еще сюрприз. Небольшой пейзаж озера ОСТРОВНО в Тверской губернии. Мне приходилось там часто бывать и рыбачить еще в прошлом веке. Я съел много тамошней рыбы. Оказалось, что именно там Левитан, друг Чехова А. П.,  убил чайку, имел роман с одной помещицей, из-за которой чуть не застрелился сам. Болтливая экскурсоводша рассказывала, что именно этот эпизод с чайкой подвигнул Чехова написать ту самую пьесу.
Потом я нагуглил много фотографий Мелихова весной и летом. Выглядит совсем по-другому, не то что в адскую аномалию, когда я там был.
Еще одно соображение. Ассоциация с Абрамцево прослеживается. Но в Абрамцево все-таки уютнее.

Комментариев нет: