Все! Я дочитал роман. Обратили на себя внимание два места в Эпилоге.
Когда Раскольников заболел и лежал в бреду в арестантской больнице. Вот это место. Цитата.
Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже
выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему
грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной,
неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все
должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились
какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но
эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя,
становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не
считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные.
Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих
нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы
заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга,
всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на
других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как
судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого
обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной
злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг
начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга,
кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в
набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в
тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои
мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где
люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не
расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем
сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались.
Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась
дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были
чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь,
обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не
слыхал их слова и голоса.
У Достоевского, как известно, часто бывали провидческие моменты, особенно, когда он в падучей, подобно известным пророкам, видел что-то сверхъестественное. Потом он об этом писал незаметно в текстах своих произведений. И в данном романе цитируемый отрывок явно относится к таким моментам. То, что в настоящее время в мире происходит явно что-то напоминающее всеобщее сумасшествие замечают многие. Конечно, таких периодов в истории человечества было несколько. О них имеются свидетельства. Сегодня мы переживаем подобный период.
Еще одно место обратило на себя внимание тоже относится к эпилогу. Описание того, как на Раскольникова сошла божья благодать, он излечился от тяжелейшего наваждения, которое и привело его к преступлению. Они с Соней Мармеладовой сидели на берегу сибирской реки. Внезапно с Раскольниковым что-то произошло. Цитата.
Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы
подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В
первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила
с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё
поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже
не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец
эта минута…
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их
глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла
заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила
любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а
до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он
воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а
она — она ведь и жила только одною его жизнью!
Существует много свидетельств внезапного выздоровления людей от многих болезней, особенно это касается, так называемых, одержимостей, страстей и зависимостей. Например, алкоголики, наркоманы, игроманы, сексоголики и др., выздоровевшие от своего недуга с помощью программы "12 шагов и 12 традиций", рассказывают об этом. Раскольников, конечно, алкоголиком не был. Но у него была такая же мучительная одержимость идеей. И вот, благодаря помощи одного лишь человека, - Сони Мармеладовой (5 шаг программы), - он, как евангельский Лазарь, воскрес.
А еще в романе "Преступление и наказание" имеется особенное действующее лицо. Это Петербург. Город, который описан и в других произведениях Ф.М. Достоевского. Мрачные пейзажи, болезненные миазмы, пьянство и другие мыслимые и немыслимые пороки олицетворяют этот ужасный адский город. Странно, что некоторые люди, полагают, что Ф.М. Достоевский любил это инфернальное место. Достаточно прочитать "Преступление и наказание", чтобы убедиться, - автор описывает Петербург, как Данте Алигьери - Ад.
Действительно, можно еще раз вспомнить: "Читайте и перечитывайте классику". И будет вам счастье.
Питерские адские дворы |
Комментариев нет:
Отправить комментарий