Powered By Blogger

пятница, 5 января 2018 г.

"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, продолжение 1



Все! Я дочитал роман. Обратили на себя внимание два места в Эпилоге.
Когда Раскольников заболел и лежал в бреду в арестантской больнице.  Вот это место. Цитата.


Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
 У Достоевского, как известно,  часто бывали провидческие моменты, особенно, когда он в падучей, подобно известным пророкам, видел что-то сверхъестественное. Потом он об этом писал незаметно в текстах своих произведений. И в данном романе цитируемый отрывок явно относится к таким моментам. То, что в настоящее время в мире происходит явно что-то напоминающее всеобщее сумасшествие замечают многие. Конечно, таких периодов в истории человечества было несколько. О них имеются свидетельства.  Сегодня мы переживаем подобный период. 
Еще одно место обратило на себя внимание тоже относится к эпилогу. Описание того, как на Раскольникова сошла божья благодать, он излечился от тяжелейшего наваждения, которое и привело его к преступлению. Они с Соней Мармеладовой сидели на берегу сибирской реки. Внезапно с Раскольниковым что-то произошло. Цитата.


Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!
Существует много свидетельств внезапного выздоровления людей от многих болезней, особенно это касается,  так называемых, одержимостей, страстей и зависимостей. Например, алкоголики, наркоманы, игроманы, сексоголики и др., выздоровевшие от своего недуга с помощью  программы "12 шагов и 12 традиций",  рассказывают об этом. Раскольников, конечно, алкоголиком не был. Но у него была такая же мучительная одержимость идеей. И вот, благодаря помощи одного лишь человека, - Сони Мармеладовой (5 шаг программы), - он, как евангельский Лазарь,  воскрес. 
А еще в романе "Преступление и наказание" имеется особенное действующее лицо. Это  Петербург. Город, который описан и в других произведениях Ф.М. Достоевского. Мрачные пейзажи, болезненные миазмы, пьянство и другие мыслимые и немыслимые пороки олицетворяют этот ужасный адский город. Странно, что некоторые люди, полагают, что Ф.М. Достоевский любил это инфернальное место. Достаточно прочитать "Преступление и наказание", чтобы убедиться, - автор описывает Петербург, как Данте Алигьери  - Ад. 
Действительно, можно еще раз вспомнить: "Читайте и перечитывайте классику". И будет вам счастье.  
Питерские адские дворы

 

Комментариев нет: