Позавчера, в воскресенье, 22 января 2017 года, днем, в 13 часов мы были в Московском государственном
академическом театре «Московская оперетта». Мы заранее приобрели билеты на
оперетту «Баядера». Такое сложное название театра оперетты, который
располагается у метро «Охотный
ряд» (нам привычнее "Проспект Маркса"), напечатано на билетах, причем
впереди названия стоит уже совсем нечитаемая аббревиатура ГБУК. Что означают
эти буквы, расшифровать трудно. В народе все называют этот театр просто –
«театр оперетты». Наши билеты стоили по 800 рублей, места в амфитеатре, откуда
видно плохо: сверху нависает балкон, вынесенный далеко вперед. Мы подошли за полчаса до начала спектакля. У
входа в театр собралась большая толпа, состоящая, в основном, из пожилых дам. У
одной из теток в руке был листок бумаги – подумалось, что это список очереди.
Пройти в театр можно было только через толпу, которая, как оказалось, была
очередью в кассы театра, расположенные в большом помещении сразу при входе. Возникла мысль – какая нелепость сделать кассы
при входе в театр! Толпа стояла в кассы, чтобы купить билеты и мешала входящим
в театр, имеющим билеты зрителям. Возникала
давка, как на Ходынке при царе горохе. Кое-как протиснувшись, мы прошли в фойе,
в котором было так же тесно, как и в кассах. Порадовал молодой охранник, который
не стал шманать по нашим карманам, даже поторапливал проходить быстрее. В
других театрах, охрана строго заставляет выложить из карманов все
металлическое. В фойе, в зале театра, в других помещениях, - всюду было тесно,
убого, обшарпанно, на полу лежал старый линолеум. Бросалось в глаза, что
ремонта здесь не было давно, может быть, с Великой Октябрьской Социалистической
Революции 1917 года. Так и хотелось крикнуть руководству театра и департаменту
культуры города – сделайте, наконец, достойный ремонт в театре оперетты! Или
постройте театру новое помещение. Между прочим, зал был полон. Публика, в
основном, наша, из пожилых людей, которые привыкли еще с советских времен
ходить именно в театр оперетты. 80 процентов зрителей – пожилые и очень пожилые
женщины. Можно только порадоваться за дам, что у еще остались силы посещать спектакли в театре
оперетты и в других театрах. Стариков - мужчин было меньше на два порядка, но
все-таки встречались. Старикам нашим, вообще - отдельный низкий поклон. Наши
пенсионеры - мужчины, которые еще кое-где выжили в либеральные антинародные времена,
редко могут себе позволить поход в театр: болеют, инертны, часто грустят, их
ничто не радует. А здесь еще либероидная газета МК про Жирика написала, что
тот, якобы, предложил выселять
пенсионеров на Крайний Север. Журналюга, который подготовил статью в МК,
резюмировал, что какие-то "эксперты" предлагают (вслед за Жириком) освободившиеся
от выселенных пенсионеров квартиры передавать молодым эффективным менеджерам. Пенсионеров предлагается заключать в какие-то закрытые города (читай, в резервации, концлагеря)
Загрустишь тут!
В спектакле были интересные декорации, в том, числе,
компьютерные, выполненные мастерски. Запомнился ролик с раритетными машинами,
которые съезжались на бал к дворцу принца и с трудом парковались на тротуаре, что в те времена разрешалось.
Мы прочитали либретто
оперетты Кальмана «Баядера» на сайте «Википедия». В спектакле были изменения:
например, принцесса из Индии по имени
Ланкшми, о которой не упоминалось в
первоначальном либретто. Возможно, это был советский вариант либретто.
Оперетта нам понравилась. Как написано в Википедии:
"Музыка оперетты сочетает восточные мотивы с современными автору танцевальными мелодиями (фокстрот, тустеп, шимми, вальс-бостон, джаз). Венгерская мелодика, характерная для более ранних оперетт Кальмана, почти не просматривается".
В сравнении с мюзиклами из Америки оперетта, возможно, проигрывает. Например, мы смотрели здесь, в Москве два мюзикла - "Поющие под дождем" и "Призрак оперы". Признаться, понравилось больше, чем оперетта "Баядера".
Но все равно, это настоящее искусство. Артисты были на высоте, вставляли разные шутки - прибаутки. Например, в одном месте, где речь шла о гонораре, выяснилось, что зарплата артистов театра оперетты всего 27 тыс. руб. В другом месте, была вставлена медведевская знаменитая фраза: "денег нет, но вы там держитесь".
Понравились танцы. Не понравилась акустика. Она была явно устаревшая (огромные колонки, трескучие микрофоны).
Кое-что о композиторе.
:
И́мре (Э́ммерих) Ка́льман (венг. Kálmán Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 — 30 октября 1953) — венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.
В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.
В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.
После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал — сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.
Имре Кальман в молодости |
Когда мы шли к метро "Чеховская", то на здании театра Станиславского увидели афишу балета "Баядерка". Какое совпадение! Удобно - послушал оперетту "Баядера", а потом пошел и посмотрел балет "Баядерка". Оказалось, что балет "Баядерка" не имеет ничего общего с опереттой "Баядера". Оказалось также, что балет "Баядерка" дают и в Большом театре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий