Powered By Blogger

понедельник, 16 июня 2014 г.

Органная музыка Германии и Франции

В смрадном потоке  хроники с войны в Новороссии, новостей из Киева, где хамское варварство продолжается, среди всей этой беды, которая охватила  жовто-блакитную сторонку , имеется струя свежести.  Это - природа,  культура, искусство, творчество, классическая литература, классическая музыка.
Вчера мы были в Московской консерватории,  на концерте органной музыки. В малом зале консерватории, время от времени, дают совершенно бесплатные концерты. Вчера, как раз, был такой концерт. Было много публики. И как всегда, в основном,  пожилые люди, за которых можно порадоваться. У нас имеется возможность глотнуть свежего воздуха прекрасных впечатлений от настоящего искусства. Концерт посвящался органной музыке Германии и Франции.
В первом отделении исполнялись произведения  Баха, Бартольди, Брамса, Регера. Вообще-то, когда слушаешь Баха, то всегда стараешься вызвать религиозную эмоцию, если она не пришла произвольно. Но вчера мне это не удалось вовсе. Я старался настроиться на религиозный лад. Вспоминал, что Бах - церковный композитор. Вспоминал, что  когда заходишь, бывало,  в собор на Малой Грузинской улице и слышишь орган, то религиозная эмоция возникает сама по себе. Но вчера, в малом зале консерватории, благоговейного трепета в груди не ощущалось. Тогда я начал делать простые медитативные упражнения, слушал музыку то грудной клеткой, то головой,  то правым ухом, то левым ухом, то позвоночником. Отключал тело, слушал только левой рукой. Эффект какой-то был, но ум не отключался совсем, а докучал мне мыслью об ограниченности органа, как музыкального инструмента. Об исполнительнице говорить ничего не стану. Кажется, это не очень прилично делать в личном блоге. За исключением двух-трех мест, мне очень понравилось исполнение.
А вот когда исполнялась соната ре минор, соч. 65 №6 (1845) композитора Феликса Мендельсона Бартольди, наконец-то, пошли эмоции. Вот только что через гугловский поисковик нашел информацию об этом композиторе. Оказывается, был знаком с Гете. Все, кто знал Гете лично, сразу получают сто очков фору. Ведь Гете - это пробужденный Мастер, так сказать, "дважды рожденный". Личное с ним знакомство уже дает человеку таинственную творческую  энергию.
Соната Мендельсона, которую мы слушали вчера, понравилась сразу тем, что ничего церковного в ней не было. Следом исполнялся  Брамс, который  снова напомнил, что орган все-таки инструмент церковный,  и помимо службы в храме использовать его - грех. У Регера что-то было обыденное, мирское, и  не понравилось.
Во втором отделении исполнялись вариации на тему рождественской песни композитора Марселя Дюпре.  В Википедии нашлась статья о композиторе. Оказывается, был вундеркиндом, что само по себе вызывает интерес. В исполняемом произведении слышалась наша родная "Елочка", которой холодно зимой. Но не это обратило на себя внимание. Во время исполнения этих самых вариаций образовывались образы, много образов. Вот холодная пурга в тайге, замерзшая елка вся в снегу,  вот дети кружат хоровод, вот запах хвои, вот рождественский праздник.
В Википедии нашел фотографию Дюпре. Необычное лицо, не правда ли?
Ссылка на статью в Википедии о французском композиторе:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%BF%D1%80%D0%B5,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Комментариев нет: